Обыски в Агентстве стратегических коммуникаций, которое ведет предвыборную кампанию партии «Яблоко», начались в полдесятого утра и закончились только около семи вечера. В ордере, подписанном замгенпрокурора Юрием Бирюковым и предъявленном сотрудникам агентства, было сказано, что обыск проводится в рамках расследования дела о неуплате налогов структурами, связанными с компанией ЮКОС (ранее глава пресс-службы НК ЮКОС Александр Шадрин уже заявил, что агентство не имеет никакого отношения к компании ЮКОС).
Всех сотрудников (около 20 человек) следователи (также около 20 человек) заперли на этаже. После этого следователи обыскали их рабочие места, включая сейфы, а также серверное помещение АСК. Адвокат агентства Виктор Губанов присутствовал только на финальной стадии обыска: выемка сервера, документов и прочих вещей производилась без присутствия юриста.
Как рассказала «Газете.Ru» заместитель руководителя АСК Юнна Раппопорт, для взлома сейфов следователи привели сотрудника МЧС, а среди сотрудников ФСБ были специалисты в компьютерной области.
На своих ноутбуках они быстро копировали содержимое дисков и дискет.
Итог обыска представители Генпрокуратуры преподносят как свой большой успех.
— В ходе обыска изъято большое количество документов, в том числе в электронном виде, представляющих интерес по делу о хищениях и неуплате налогов рядом компаний, подконтрольных НК ЮКОС, — объявила замначальника управления информации Генпрокуратуры Наталья Вишнякова.
Еще большим успехом прокурорам, очевидно, представляется находка в офисе АСК $700 тыс., о чем та же Вишнякова рассказала прессе с особым прокурорским юмором:
— Все от них отказались. Хозяином этих денег не признал себя никто из сотрудников и тех, кто присутствовал при обыске.
В связи с тем, что агентство активно сотрудничает с партией «Яблоко» и отвечает за ее предвыборную кампанию, в офис приехали члены фракции «Яблоко» Сергей Митрохин и Алексей Мельников. Они были уверены, что в сегодняшних событиях ЮКОС ни при чем, а все дело в желании определенных сил помешать избирательной кампании их партии.
Следователи с депутатами не церемонились. Их закрыли в офисе, так что перед журналистами Митрохину пришлось выступать, крича из окна, выходящего на Кузнецкий мост.
— Депутаты Митрохин и Мельников прибыли туда в момент, когда обыск уже шел. С их согласия они были внесены в протокол. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом до завершения обыска все присутствующие должны оставаться на месте, — объяснили в Генпрокуратуре.
– Они нас сначала не хотели впускать, – пожаловался «Газете.Ru» Митрохин. – А потом не выпускали. Стоит на лестничной клетке человек и не пускает. Скорее всего, сотрудник ФСБ. Он отправил нас к следователю, а следователь говорит, что идут следственные действия. Тем самым были нарушены два закона: ведь у нас неприкосновенность не только как у депутатов, но и как у кандидатов в Госдуму. Причем один раз все же удалось выйти на улицу. Мне привезли договор, в котором сказано, что мы являемся собственниками ряда материальных носителей в этом помещении. Вторую часть договора мне принести не позволили, серверы вытащили и увезли.
И хотя говорят, что к нам обыски отношения не имеют, наша информация перешла под контроль ФСБ. Значит, она может попасть к нашим оппонентам, то есть наносится прямой ущерб «Яблоку» как партии, участвующей в выборах в Госдуму.
– Документы, имеющие отношение к пиар-кампании партии «Яблоко», следствие не интересуют, – возмутилась на это представитель Генпрокуратуры Вишнякова, вновь повторив, что в АСК искали сведения о недоплаченных налогах.
~ – Сведения о нашем отношении к компании ЮКОС можно было бы назвать собачьим бредом, если бы это не было слишком грубо, – заявил, в свою очередь, «Газете.Ru» глава агентства Вадим Малкин. Он уверен, что сегодня в его офисе имела место попытка сорвать предвыборные мероприятия «Яблока». Ни Митрохин, ни Малкин не стали уточнять, что делает агентство для партии, сообщив лишь, что речь идет об обычном наборе услуг: консалтинг, спичрайтинг и так далее. Но все это в больших объемах.
– Теперь «Яблоко» лишено доступа к нашим наработкам, – объяснил Малкин. – Это не касается, конечно, агитации, но касается политического планирования и аналитического обеспечения. Серверы забрали как минимум на месяц. А там уже выборы будут.
Сам Малкин в агентстве так и не появился. Он решил не встречаться со следователями, пока не разберется с юристами. «Яблоко» тоже ведет консультации с юристами, а пока Григорий Явлинский собрал экстренное заседание президиума партии, на котором было принято такое заявление:
— Руководство Генпрокуратуры сразу после начала обыска было предупреждено о том, что изымаемые документы являются собственностью партии и их изъятие препятствует ведению избирательной кампании. Предупреждение проигнорировано. «Яблоко» считает происходящее серьезным нарушением закона и требует разъяснений.
Объяснения прокуратуры лидера «Яблока» не устроили, а Малкина возмутили. Больше всего возмутило заявление, что из его сейфа изъяли $700 тыс.
– Странно, что во дворе следователи не обнаружили шахту с баллистической ракетой, – ответил на это Малкин в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru». – До этого заявления Генпрокуратуры у меня еще были надежды, что эти обыски стали следствием какой-то ошибки, но теперь их нет. Это астрономическая сумма, конечно, таких денег у нас нет.