Архитектурный год в России закончился — фестиваль «Зодчество» завершился. В одиннадцатой по счету главной тусовке российских архитекторов приняли участие 150 проектов и описания 130 построек. Свои работы на Международный фестиваль зодчества прислали 640 участников из России и зарубежья. Все было как обычно – Большой Манеж, много-много стендов (в очередной раз побит прошлогодний рекорд), большие люди на открытии и стенания критиков. Все привычно сетуют на то, что архитекторы измельчали, даже на конкурс везут страх господен, и вообще – «вся архитектура у нас либо аляповатая, либо придурковатая».
Однако, несмотря на скептицизм журналистов, участники фестиваля без наград не остались. Главный приз фестиваля, «Хрустальный Дедал-2003», достался московскому Товариществу театральных архитекторов под руководством президента Союза архитекторов России Юрия Гнедовского – вот такое неполиткоректное решение. Соответственно, лучшей российской постройкой минувшего года было признано здание Московского международного дома музыки на Краснохолмской стрелке в Москве. Выбор не бесспорный, в частности, любители музыки изрядно сетуют на стекловату в стенах и фанеру под паркетом, которые испоганили акустику. Впрочем, эти недостатки уже ликвидированы, чего не скажешь о зрительном зале, который продолжает оставаться самым тесным в Москве. Еще один главный приз и Золотой диплом фестиваля ушли в Сочи (руководитель коллектива Игорь Ярошевский) за проект ГУ «Южный региональный академический научно-творческий центр». Ну а чтобы остальные регионы не обиделись, как верно сформулировал президент САР Юрий Гнедовский, «награды получила вся Россия» — дипломы лауреатов вручены архитекторам из Хабаровска, Москвы, Нижнего Новгорода, Якутска, Петербурга, Владивостока… В общем, городов в России много.