В понедельник в 11.16 по московскому времени российский пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-3» успешно пристыковался к МКС. По информации Центра управления полетами (ЦУП), все технические системы автоматической стыковки на корабле и в стыковочном узле модуля «Заря» российского сегмента станции сработали в штатном режиме. Экипаж корабля в составе российского космонавта Александра Калери, астронавта NASA Майкла Фоула и астронавта Европейского космического агентства Педро Дуке чувствует себя нормально.
Сближение «Союза ТМА-3» с МКС началось еще в субботу: экипаж провел первый (двухимпульсный) маневр дальнего сближения. На 3-м витке вокруг Земли дважды включалось дистанционное управление кораблем — в 13.13 и 13.50 мск, — во время которого двигатель увеличил его скорость. В воскресенье произошел второй (одноимпульсный) маневр корабля, а его обитатели стали готовиться к стыковке.
На МКС в это время занимались подготовкой к приему гостей: накануне экипаж станции отправился спать раньше обычного. Представитель ЦУПа Валерий Лындин тогда пояснил, что «экипажу необходимо набраться сил перед запланированной стыковкой с «Союзом ТМА-3», поэтому у Юрия Маленченко и Эдварда Лу отбой перенесен с половины десятого на семь вечера».
Подготовка непосредственно к стыковке началась в понедельник утром. В 09.04 и 09.49 мск были проведены очередные маневры «Союза», который был переведен на орбиту наведения. Предполагалось, что при отказе автоматических систем управление «Союзом ТМА-3» должен взять на себя командир корабля Александр Калери, которого считают одним из самых опытных космонавтов России. Однако в 11.16 корабль причалил к стыковочному отсеку «Пирс» в автоматическом режиме.
Через три часа после стыковки, в 14.14, космонавты планируют открыть переходные люки — экипаж «Союза» встретится с членами седьмой экспедиции Юрием Маленченко и Эдвардом Лу. Затем прибывшие космонавты перенесут в служебный модуль «Звезда» научную аппаратуру, доставленную с Земли.
Калери и Фоулу предстоит проработать на орбите 200 суток.
В программе восьмой основной экспедиции запланированы многочисленные научные эксперименты, а также первый после февральской катастрофы шаттла Columbia выход в открытый космос. Экипаж проведет подготовительные работы к намеченной на следующий год стыковке станции с европейским транспортным кораблем.
Астронавт Европейского космического агентства пробудет на Международной космической станции всего полторы недели. За это время Дуке должен провести несколько экспериментов и практически каждый день общаться с испанскими журналистами. Для прессы Испании запланировано несколько ТВ-сеансов с экипажами МКС.
В понедельник космонавтам предстоит заменить ложементы кресел в «Союзе ТМА-2» и «Союзе ТМА-3»: индивидуально изготовленное кресло Педро Дуке, в котором он прилетел на МКС, перенесут с одного корабля на другой, подготовив его возвращение со станции. 28 октября в 2.16 «Союз ТМА-2» с испанцем и экипаж седьмой экспедиции на борту отделится от МКС, сойдет с орбиты и согласно расписанию в 5.36 приземлится в Казахстане, северо-восточнее города Аркалык.
Космический корабль «Союз ТМА-2» аналогичен «Союзу ТМА-1», который в мае сорвался на баллистический спуск. Тогда из-за сбоя автоматики спускаемый аппарат корабля отклонился от расчетной точки приземления более чем на 400 км. При этом порвалось несколько тросов, которыми к капсуле крепился парашют. В одном из таких тросов находилась антенна передатчика, из-за чего поисковая группа на два часа потеряла связь с экипажем. Госкомиссия сообщила, что причиной перехода спускаемого аппарата в режим баллистического спуска стал отказ одного из приборов системы управления спуском.
После майского инцидента специалисты доработали блок управления спуском на «Союзе ТМА-3». «Внести изменения в уже пристыкованный к МКС корабль («Союз ТМА-2» — «Газета.Ru») не представлялось возможным, однако космонавты получили новую техническую документацию, доработанную с учетом рекомендаций комиссии по баллистическому спуску, — отметил руководитель ракетно-космической корпорации «Энергия» Юрий Семенов, — поэтому мы исключаем повторение майского срыва на баллистический спуск».