21 октября стартует Второй открытый конкурс «Российский сюжет». Его организаторами являются издательство «Пальмира» и телекомпания НТВ.
Первый конкурс запомнился тремя вещами – появлением на рынке нового издательства, которое, как считали многие, создано исключительно «под конкурс», беспрецедентным пиаром, и итогами, которые ругали все кому не лень.
Тогда, напомним, конкурс проводился в трех номинациях – «Серебряный квадрат» (исторический, героический, военный сюжет), «Серебряный круг» (любовно-психологический сюжет), «Серебряный треугольник» (детективно-приключенческий сюжет). Лучшим историческим беллетристом тогда был признан Николай Шадрин (роман «Без царя»), на любовной ниве первенствовала Светлана Борминская («Охота на старушку»), лучшими детективщиками признали Виктора Строгальщикова («Слой-3») и Юрия Короткова («Мертвый» из сборника «Попса»).
Несмотря на амбициозные заявления организаторов, открытием никто из лауреатов не стал, хотя «великолепная четверка» прошла через неслабое сито: в конкурсе участвовало 903 произведения 570 писателей России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
Нынешний конкурс, вероятно, вызовет не меньший интерес. Шансы на победу увеличились, так как номинаций стало больше вдвое – «Серебряный круг» стал чисто любовным, отпочковав из себя «Серебряную звезду» (психологический сюжет). Разделился и «Серебряный треугольник», став чисто детективным и родив «Серебряную стрелу» (героико-приключенческий сюжет). Шестой номинацией стала «Серебряная линия» (экономический сюжет). Таким образом, призовой фонд увеличился вдвое (приз победителю в каждой номинации остался прежним – 10 тысяч долларов) и даже более того – объявлены 5 дополнительных премий по 2 тысячи каждая.
Изменился и состав учредителей – вместо журналов «Новый мир» и «Знамя» компанию издательству «Пальмира» составил телеканал НТВ. С чем связано изменение состава, долго гадать не приходится: не так давно председатель совета директоров издательства «Пальмира» В. Живов стал первым заместителем генерального директора телеканала. Стоит ли удивляться тому, что «Российский сюжет» теперь именуется «конкурсом литературных произведений и сценариев», а наряду с романами и повестями к рассмотрению принимаются киноповести, кинороманы, сценарии и синопсисы многосерийных телевизионных фильмов
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, какая литературная форма будет пользоваться наибольшим вниманием.
Особенно если обратить свой взор на п. 1.12. Положения о конкурсе: «В конкурсе могут принять участие только авторы, являющихся обладателями исключительных прав на экранизацию произведений». Все логично – в прошлом году раскручивали издательство, поэтому в центре внимания был роман, теперь же важнейшим из искусств для нас являются кино и сериал.
Можно долго удивляться раздроблению номинаций, при том что еще в прошлом году несчастное жюри маялось: «Про что эта книжка, про любовь или про войну?». Можно долго валяться над кошмарным языком и спорными условиями «Положения…»:
«К участию в конкурсе не допускаются произведения, культивирующие насилие, наркоманию, криминальный образ жизни, индивидуальные психические отклонения, социопатию, агрессивное неприятие общества».
Можно, в конце концов, по аналогии с «водочным Букером» обзывать «Российский сюжет» сапожной премией – по слухам, за спиной издательства «Пальмира» стоит весьма известная на обувном рынке канадско-российская торгово-дистрибуторская группа компаний, которая, в свою очередь, опирается на мощную канадскую МТВ Group.
Вот только стоит ли? Ведь у прошлогоднего конкурса был один примечательный результат. Именно на «Российский сюжет» никому не известный автор из Перми Алексей Иванов прислал свой роман «Чердынь — княгиня гор». И пусть книга была отвергнута жюри как малочитабельная, но этот роман, изданный позже «Пальмирой» под названием «Сердце Пармы», стал одним из самых заметных событий литературного года. Если в результате второго конкурса появится хоть один телепроект сопоставимого качества, все будем смотреть, никуда не денемся.