Как большинство громких кинопроектов в России, фильм «Возвращение» постепенно превратился в призрак. Он был номинирован на венецианского «Золотого льва», когда не только о его существовании – о существовании его режиссера не подозревало даже большинство кинокритиков. Победа вызвала всеобщее ликование – картины все еще никто не видел. Десятого сентября съемочная группа получает поздравления от президента России, двадцатого наконец проходит торжественная премьера в престижном и пафосном «Пушкинском». Картина вышла в прокат в Новосибирске и в Санкт-Петербурге и вот наконец добралась до Москвы. 14 октября состоится официальная, но уже не торжественная премьера, с 16-го фильм выйдет в прокат.
То есть ситуация сложилась парадоксальная.
Уже два месяца мы гордимся триумфом российского кино и его возрождением, но пока верим на слово кинообозревателям.
«Возвращение» уже называют определенным рубежом в развитии нового кино России, а мы еще в старых временах, робко надеемся – приложение теории относительности к причудам кинопроката.
Впрочем, поводов надеяться и в самом деле предостаточно. Среди стран, заинтересовавшихся «Возвращением» и купивших картину для широкого проката в первую очередь называют Италию, где фильм выйдет 31 октября, и Францию, где история призрачного отца и двух его сыновей появится на экранах с 26 ноября. Обе могучие кинодержавы собираются катать фильм достаточно широко – подписаны контракты на 60 копий для каждой. Это само по себе впечатляет. Но еще больше впечатляет то, что соглашения эти были заключены до победы «Возвращения» в Венеции.
Прозорливые европейцы то ли знали нечто нам неведомое, то ли были сражены достоинствами картины.
После двух «Золотых львов» кинематографические окраины тоже засуетились. Подписаны соглашения на продаже прав на театральные и телевизионные показы в нескольких десятках стран, включая такую экзотику, как Уругвай и Сирия. Латинская Америка, кстати, проявила повышенный интерес – «Возвращение» увидят в Мексике и Аргентине. Что ж, долг платежом красен.
Они нам сериалы и Гаэля Гарсиа Берналя – мы им европейское фестивальное кино, каковым оборотом часто припечатывают картину Звягинцева.
То есть этот фильм и в самом деле рубеж для российского кино – хотя бы потому, что окупился еще до выхода в прокат. Есть у этого проекта и другая уникальная черта. Торжественная речь Анатолия Чубайса – одного из главных спонсоров постановки – запомнится не сказанными словами. Занятен сам факт. Раньше спонсоры старались не афишировать свое участие, поскольку финансирование кино было самым душеспасительным способом отмывать деньги. Когда один из самых богатых и влиятельных людей страны открыто оказывает финансовую поддержку кино, а проект становится громким международным событием, есть основания рассчитывать на появление новой моды среди финансистов. А значит, и на новые фильмы.
Самое удивительное, что при этом всем картина пойдет на родине всего пятнадцатью копиями – четверть от Франции или Италии. Это больше, чем ограниченный прокат, которым, скажем, вышел «Коктебель» — 10 копий — или недавнее «Нашествие варваров» — 5 копий. Но и не третий «Терминатор» — 252 копии. Сначала «Возвращение» покажут третьим экраном в Москве – картину приютят арт-хаусные кинотеатры вроде «35 мм» и ЦДЛ и мультиплексы. Затем – Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород и далее по всей России.
Вот тут и начнет выясняться, чем является эта картина с ее странно-сказочной судьбой. В конечном счете именно прокат по регионам поставит точку в споре о том, что такое «Возвращение» — фестивальная мода или таран, которым российское кино выбьет двери в лучшую жизнь.