13 октября открывается Фестиваль грузинской культуры в Российской Федерации. Первая реакция – ну и что? Обычное дежурно-протокольное мероприятие дружественного минкульта, таких у нас в месяц по три штуки – вон болгары с киргизами и белорусы с латышами только-только петь-плясать закончили.
Однако даже беглый взгляд на программу мероприятий заставляет насторожиться — неведомая сила собрала в Большом театре едва ли не всех мировых звезд грузинского происхождения. Это невозможно в принципе – графики гастролей расписаны на три года вперед, и состыковать вместе Нино Ананиашвили и Зураба Соткилаву, дирижера Вахтанга Мачавариани и певицу Маквалу Касрашвили может только очень серьезный шаман. Причем российскими грузинами дело не ограничилось: из-за дальних рубежей прибудут сопрано Иано Алибегашвили, скрипачка Лиана Исакадзе и пианист Александр Торадзе. Это не считая артистического десанта из Грузии в количестве 160 человек.
Шамана зовут Зурабом Абашидзе, и пребывает он в должности чрезвычайного и полномочного посла Грузии в Российской Федерации.
Это он садился на телефон и доводил до сведения артистов, что ударить в грязь лицом на самом масштабном фестивале за последние 20 лет Грузии никак не можно. В итоге, к примеру, над личным райдером Александра Торадзе впору разрыдаться – он включает в себя кушетку и хаш. Потому как, закончив концерт в Италии, маэстро улетит в Москву, прилетит в 4 часа дня, покушает хаш, прорепетирует с оркестром, ляжет хоть немного поспать на кушетке в Большом театре, отыграет Второй фортепианный концерт Прокофьева и улетит обратно.
Но «все звезды» – это на гала-концерте. Дальше все пойдет немного по-другому. Как заявил Зураб Абашидзе, основная идея фестиваля заключалась в том, чтобы представить России новые имена, появившиеся за эти 12 лет. Поэтому мы не увидим ни спектаклей Стуруа и Габриадзе, ни фольклорного ансамбля Сухишвили. Что же будет альтернативой?
Театралы смогут увидеть три спектакля театра «Верико». Его открыли, вернувшись из Москвы в Грузию, Котэ Махарадзе и Софико Чиаурели, назвав его по имени матери Софико, легендарной грузинской актрисы Верико Анджапаридзе. Это камерный театр, играющий моноспектакли. В Москве представят совместный проект Тбилисского института Гёте и театра «Верико» – грузинскую версию «Контрабаса» Зюскинда. Спектакль «Распалась связь времен» по «Гамлету» и сонетам Шекспира – это детище одного из наиболее интересных грузинских актеров Мурмана Джинория, в котором он выступает автором инсценировки, музыкального оформления, режиссёром, художником и исполнителем. Апофеоз – Софико Чиаурели в моноспектакле «Любовная отповедь» Т. Чхеидзе по пьесе Габриэля Гарсия Маркеса. Помимо «Верико» в фестивале принимает участие молодой тбилисский театр «Театральный подвал» со спектаклями «Веницианский купец» и «Дядя Ваня». Очень жаль, что они не привезли своего нашумевшего драматическо-кукольного «Фауста» в постановке Левана Цуладзе и с куклами Нуцы Долакидзе.
За фольклор вместо ансамбля Сухишвили отвечает Государственный академический ансамбль народной песни и танца Грузии «Эрисиони». По отзывам, это нечто новое для грузин: осовремененный фольклор в электронной аранжировке, нечто вроде кавказского «Ивана Купалы».
Будут, естественно, и грузинские художницы неземной красоты – в Музее современной истории России открывается выставка, где свои работы представят два десятка молодых художников. Джазмен Тамаз Курашвили со своим трио отыграет два вечера джазовой музыки в компании с Игорем Бутманом.
Ну и куда же без грузинской эстрады? В самом популярном жанре, как и в классической музыке, объявлена полная мобилизация личного состава. Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Тамара Гвердцители и Сосо Павлиашвили в компании со своими коллегами из Грузии представят программу «Знакомые и незнакомые лица…» (на пресс-конференции Тамара Гвердцители мрачно продолжила: «…кавказской национальности»).
А вот кина не будет. Дорого очень. Жаль.