Правь, Британия – на задворках кинематографа островитян рождаются все более странные и изысканные чудовища. После впечатляюще диких «Псов-воинов» поступило новое предложение – военный хоррор «На страже смерти» («Deathwatch»).
Время и место действия выбрано на редкость удачно – залитые жидкой грязью окопы Западного фронта первой мировой войны. Взвод британских солдат идет в атаку на позиции немцев, попадает под кинжальный огонь пулеметов, виснет на колючей проволоке, тонет в грязи и наконец попадает под клубы ядовитого газа. Выбравшись с поля боя, солдаты, возглавляемые выжившим офицером, бредут в плотном тумане, пока не наткнутся на пустынные немецкие траншеи. В траншеях только три солдата – двоих убивают сразу, одного избивают и берут в плен, после чего начинаю готовиться к обороне.
Обороняться им, впрочем, придется не от кайзеровских солдат, а друг от друга и от зла, сидящего внутри.
К тому моменту, когда из жидкой глины, впитавшей в себя кровь и слезы бесчисленных мертвецов, начнет прорастать сама собой колючая проволока, юрко обвивая кричащих бойцов, зритель уже готов ко всему. Медленно, настырно и безжалостно фильм втягивает в свое пространство до тех про, пока капли дождя не начнут барабанить по макушке, а ноздри – ощущать аромат солдатской вони. Более четкого понимания того, что война — это бездушная и бессмысленная мясорубка, добиться, видимо, невозможно.
Этот мрачный пейзаж оживляют персонажи один другого красочней. Рыщет по окопам шотландец с первобытной шипованной дубинкой. Шестнадцатилетний новобранец пытается всех помирить, пока врач с лицом святого медленно сходит с ума. Британская породистость лиц придает происходящему средневековое настроение, которое очень уместно в этой жуткой христианской притче.
Однако самое главное достоинства фильма в том, что его можно и нужно досмотреть до конца. Потому что накручивается весь этот милитаристический ад не ради мурашек, бегущих между плюшевым креслом и спиной. Пугающие чудеса, происходящие в грязном окопе, приведут к внятной и доступной проповеди заповеди «не убий». Прочитать такую проповедь сегодня почти невозможно.
Убийство – часть визуальной грамотности современного человека.
Создатели «На страже смерти» перенасытили экран убийством до предела, вычеркнув красоту, оставив только живописность, и добились появления удивительного гибрида – антивоенного хоррора. При этом режиссер Майкл Бассет проявил столько вкуса, что почти предсказуемая концовка все равно кажется неожиданной и неочевидной. Таинственные существа – мистические рабочие войны – появляются редко. Сверхъестественного в фильме вообще мало. Наверное, примерно столько, сколько на войне.
И, когда наступает конец, чувствуешь почти благодарность к создателям картины за то, что ввергнув тебя в кровавый и бессмысленный ад, они потрудились взять тебя за руку и вывести из него.
Прочитать благодарственную молитву можно к залах кинотеатра «МДМ-кино»