Обвинив «определенные круги» США в подготовке переворота в Венесуэле, президент страны Уго Чавес тут же нанес ответный удар. Вчера глава Венесуэлы объявил о том, что официально предложил ОПЕК поднять минимальную цену на нефть до $25, а максимальную до $32 за баррель.
В результате ежедневные расходы США на импорт нефти могут возрасти на $30–40 млн.
Отношения США и Венесуэлы иначе как напряженными и прежде назвать было нельзя. Левацки настроенный президент Уго Чавес, поддерживающий вызывающе дружеские отношения с Фиделем Кастро, вызывал активное неудовольствие убежденного республиканца Джорджа Буша-младшего и его администрации. Впрямую доказать связь спецслужб США с противниками Чавеса не удалось. Однако в Венесуэле обвиняли Штаты и в поддержке путчистов, стараниями которых Уго Чавес в апреле 2002 года на несколько дней был отстранен от власти, и в организации масштабной стачки нефтяников в конце прошлого года, грозившей полностью зависимой от экспорта нефти Венесуэле банкротством. Уже в этом году Эксимбанк США отказал Венесуэле в предоставлении уже обещанного кредита, что также было объявлено происками властей. Однако чашу терпения Уго Чавеса, переполнило сообщение военной разведки о том, что спецслужбы США планируют сбить президентский самолет на пути в Нью-Йорк, где он собирался принять участие в Генеральной ассамблее ООН.
Отказавшись от полета, Чавес решил нанести ответный удар, и, так же как его соперники год назад, выбрал для него самое больное американское место — нефть. Если Венесуэла не может обойтись без экспорта нефти, то США, крупнейший в мире покупатель нефти, так же не способны отказаться от ее импорта.
США ежедневно закупают за рубежом около 10 млн баррелей сырой нефти, и за счет внутренних ресурсов им закупок не компенсировать.
Однако следовать примеру экстремистов из Организации Исламской конференции, в феврале этого года предлагавших через 30 лет после знаменитого нефтяного эмбарго 1973 года вновь лишить США нефти, президент Чавес не намерен. Нефтяное эмбарго – оружие обоюдоострое, и небезопасное для самой Венесуэлы. А вот попробовать поднять цены на нефть — другое дело. К тому же в этом вопросе президент Венесуэлы вполне может рассчитывать на поддержку своих союзников из ОПЕК.
«Пришло время изменить существующий ценовой коридор, подняв его выше, скажем, до $25–32», — заявил вчера журналистам Уго Чавес. Министр энергетики страны Рафаэль Рамирес тут же подтвердил, что Венесуэла официально внесла свое предложение в ОПЕК: «Мы ведем обсуждение на уровне заместителей министров, но пока не пришли к решению».
Напомним, что так называемый ценовой коридор был введен ОПЕК в 1999 году: организация решила впредь не опускать цену ниже $22 и не поднимать выше $28. Выход цен за пределы коридора рассматривался как повод для изменения квот, однако границы самого коридора до сих пор ни разу не менялись.
Однако нынешнее предложение Венесуэлы поднять минимальную цену нефти до $25 за баррель вполне согласуется с принятым недавно ОПЕК решением о снижении квот на добычу нефти. Несмотря на то что цена на нефть устойчиво держалась чуть ниже $25 за баррель, руководство ОПЕК решило уменьшить объемы добычи на 900 тыс. баррелей в день. Ограничение вступит в силу только с 1 ноября, однако цены на нефть уже поднялись, и на вчерашний день стоимость одного барреля из «корзины ОПЕК» составляла $26,82.
И, судя по всему, это еще не все. Уже сегодня министр нефтяной промышленности Индонезии Пурномо Юсджианторо заявил, что
ОПЕК может пойти на новое сокращение квот.
Причем решение об этом может быть принято на ближайшей конференции ОПЕК, которая намечена на 4 декабря. «Существует возможность ограничения квот на добычу уже на следующей сессии, но это зависит и от позиции не входящих в картель стран, и от того, готовы ли и они сокращать добычу или нет», — отметил Пурномо Юсджианторо. Предположения журналистов о согласованности его слов с предложением Чавеса глава нефтяной промышленности Индонезии отверг, заявив, что о планах по изменению границ нефтяного коридора ему ничего не известно.
Впрочем, возможность принятия предложения об изменении границ ценового коридора ОПЕК представляется весьма маловероятной. Прежде всего потому, что для поддержания цен на нефть в этих границах ОПЕК придется быть готовой к новым сокращениям квот, а значит, и своей доли на мировом нефтяном рынке. Кроме того, можно не сомневаться в том, что любое опасное для США решение будет заблокировано представителями возвратившегося в ОПЕК Ирака. Все решения в ОПЕК принимаются единогласно, а против своих работодателей де-факто назначенный именно США министр нефти Ирака аль-Улюм не выступит.
Однако кое-чего Уго Чавес уже добился. К концу вчерашних торгов на нью-йоркской бирже NYMEX стоимость барреля нефти марки US Light поднялась до $29,39 (+$0,19). Баррель североморской Brent на лондонской IPE подорожал до $27,88 (+$0,27). А так как из опубликованного Энергетическим агентством США отчета стало известно, что запасы нефти в хранилищах США, вопреки всем ожиданиям, за последнюю неделю не выросли ни на баррель, то сегодня можно ожидать нового подъема цен.