В понедельник губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков сообщил, что причиной падения стратегического бомбардировщика Ту-160 могло быть установленное на борту взрывное устройство. По его словам, основанием для подобного утверждения служит характерное разрушение основной титановой балки самолета, сообщила Саратовская ГТРК. «В практике крушений самолетов не было такого, чтобы была перебита титановая балка. В этом случае она перебита внешним взрывом. Что послужило причиной, остается загадкой», — сообщил губернатор. И добавил, что не исключает версию теракта.
«Чисто теоретически закладки взрывного устройства я не исключаю. Непонятен только внешний взрыв. Что это было? Ракета – маловероятно, закладка – возможно, конструктивная неполадка — возможно», — заявил Аяцков.
По его словам, время полета Ту-160 было отлично известно заранее – это 40 минут. На деле он длился 44 минуты, то есть самолет находился в воздухе лишних четыре минуты. Если бы не эти минуты, то взрыв мог бы произойти при посадке самолета, уже над авиабазой стратегических бомбардировщиков в Энгельсе. Правда, до сих пор террористические группировки России и мира не додумались взять на себя ответственность за это стратегическое происшествие.
Как сообщили «Газете.Ru» в АКБ им. Туполева, центроплан действительно практически невозможно разрушить. Он представляет собой цельносварную титановую конструкцию длиной 12,4 м и шириной 2,1 м. Балка встроена в центральную часть планера и принимает на себя все нагрузки от консолей (шарниров) крыла. На ней также находятся мотогондолы (в них попарно установлены силовые установки). Кессон (полая емкость) центроплана является топливным баком.
Сверхпрочный титановый сплав предусматривает высокую надежность балки, поэтому ее разрушение кажется странным и конструкторам Ту-160. Только взрыв большой мощности мог разрушить балку.
Однако до конца расследования специалисты АКБ Туполева отказываются выдвигать версии о природе и характере взрыва.
Ранее предположение «о взрыве извне» «Газете.Ru» косвенно подтвердили в ОАО «Мотостроитель» (предприятие, которое собирает двигатели в НК-32 для Ту-160). По словам сотрудника этого предприятия, принявшие участие в работе комиссии по расследованию катастрофы специалисты уверены, что пожар в двигателях произошел «по какой-то внешней причине». По их версии, в двигатели попало что-то горящее или взрывающееся. Это нечто автономно воспламенило двигатели, а система пожаротушения не успела сбить пламя, так как самолет взорвался.
Как пояснил «Газете.Ru» один из военных летчиков, в тот момент, когда аппаратура фиксирует возгорание в двигателе, экипаж получает об этом оповещение. В тот же момент на Ту-160 срабатывает автоматическая система пожаротушения: отключается подача топлива и выдвигается специальный агрегат, который пеной тушит очаг возгорания.
Перекинуться на двигатель, расположенный рядом, огонь не может даже теоретически — во всяком случае, не за 6 секунд, которые зафиксировали самописцы «Михаила Громова».
Продвижению огня препятствует противопожарная перегородка.
Возможно, во время пожара у турбины одного из двигателей оторвалась лопатка. Она могла пробить топливный бак, расположенный недалеко от силовой установки. В том случае, если бак был пуст и в нем скопились пары керосина, раскаленная лопатка могла вызвать взрыв. Однако и эта версия заходит в тупик: лопатка турбины не могла пробить титановый сплав балки.
Предварительные выводы расследования причин катастрофы комиссия собирается огласить через 10–15 дней. По мнению специалистов, эти выводы, скорее всего, не отразят действительную картину того, что произошло с Ту-160. Самописцы фиксируют только параметры работы экипажа и бортовых систем, так что в случае, если катастрофа произошла по каким-то внешним причинам, вычислить их будет практически невозможно.