Вчера поздно вечером Владимир Путин подписал указ об освобождении Геннадия Фадеева от должности министра путей сообщения России в связи с его назначением на должность президента ОАО «Российские железные дороги».
Теперь ясно, что реформа МПС пройдет максимально мягко и фактически по аналогии с тем, как в свое время был реформирован «Газпром».
Все имущество министерства передается в собственность АО, после чего руководители министерства получают в новом образовании высокие посты.
Назначение Фадеева происходило не совсем обычно: в ведомствах, которые должны были вносить кандидатуры на пост главы ОАО, подтвердили, что это делалось «в неустановленном порядке» и в большой спешке, а в Минимуществе даже сказали, что у бумаги с представленными кандидатами, которая ушла в правительство, вовсе нет номера.
Но главным конкурентом Фадеева при его назначении считалась даже не пара его заместителей — Вадим Морозов и Владимир Якунин, которые были возможными вариантами на этот пост, а сам министр. Точнее, его возраст. Фадееву в апреле этого года исполнилось 66 лет, а это значит, что его карьера в качестве главы РЖД продлится недолго. Видимо, правительство предпочло вариант, при котором Фадееву будет поручено реорганизовать ведомство, а уж повышением эффективности его работы займется кто-нибудь другой.
Но Фадеев тоже получит немало.
Хотя стопроцентным собственником РЖД является государство, под управлением президента ОАО оказывается имущество на сумму примерно 1,5 трлн рублей.
Согласно постановлению, подписанному премьером Михаилом Касьяновым, выпущено 1 млрд 535 млн 700 тыс. обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая. Всего РЖД получило 987 предприятий из 2046, составлявших систему МПС.
Теперь Минимуществу, МПС и Минфину необходимо утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов. В частности, МПС предложено избавиться от больниц, детских садов прочей «социалки», которая будет передана на баланс муниципалитетам. Все остальное должно быть приватизировано уже в 2003 году.
Однако в самом МПС неоднократно отмечали, что состояние передаваемого имущества не вызывает оптимизма: износ производственных фондов на железнодорожном транспорте составляет 62,4%, не соответствуют современным и перспективным условиям эксплуатации 12% производственных фондов. Показатель износа грузовых вагонов — 74,9%, а пассажирских – 62,1%. 8,5% пассажирских вагонов, которые эксплуатируются на железных дорогах России, и вовсе являются устаревшими и не соответствуют современным требованиям. В целом 17,7% сооружений железнодорожной отрасли требуют капитального ремонта, а в хозяйствах гражданских сооружений и электроснабжения этот показатель превышает 30%.
В ближайшие дни правительство должно назначить 13 своих представителей в совет директоров ОАО. Что касается судьбы МПС, то исполнять обязанности уволенного министра будет его первый заместитель Вадим Морозов, по крайней мере до особого распоряжения. В будущем, как предполагается, ведомство будет преобразовано в один из департаментов Министерства транспорта.