Странное дело – соц-арт сейчас в моде. Художники уже который год расстаются с прошлым смеясь, тинэйджеры не стирая носят футболки с советской символикой, а гостиница «Москва» в одночасье стала символом одноименного города. Но вот планомерно занимается советским изобразительным искусством, не андеграундом, не экспериментами, не оппозиционерами, а именно и исключительно классическим советским мэйнстримом – только одна галерея на всю Москву. Галерея именуется «Ковчег», и 12 сентября там прошел очередной вернисаж – открылась выставка Павла Иосафовича Спасского (1889–1964).
Можно не морщить лоб и не делать умное лицо – фамилия художника мало что скажет даже специалистам.
Что, впрочем, немудрено – выставка проходит в рамках проекта «Незабытые имена», где выставляются полузабытые либо совсем забытые художники. Павел Спасский – как раз из таких. Работал много, в основном с сфере монументальных росписей, но всегда – на вторых ролях. Были в его биографии росписи Музея изящных искусств на Волхонке, Большого Кремлевского дворца или пострадавшего от бомбы Большого театра – но всегда «в составе», «под руководством…». В общем – способный, талантливый, но ничем особо не выдающийся художник. Да и на выставке представлен большей частью «побочный промысел» — станковая живопись. Казалось бы – типичный проходняк, но нет – именно обилие «текучки» и делает выставку событием.
Дело в том, что именно классический соц-арт определял внешний облик советской эпохи. Как следствие – выставку можно рассматривать и как художественную, и как музейную. И если художественное значение исчерпывается словами «крепкий середняк», то в плане исторической достоверности выставка в «Ковчеге» сделала многие музейные экспозиции.
Прием «история страны через историю человека» не нов, но крайне редко фокусом становится не «выдающийся деятель времен», а обыватель, рядовая судьба тривиального гражданина в зарисовках.
Юношеские пейзажи, дореволюционные купальни, позже – фронтовые зарисовки Первой мировой. Затем революция, новое искусство, агитационные лубочные картинки «Голосов противных нет…» и «Долой церковь – вредный зуб…». Как и у всякого художника в бурные двадцатые годы – море разливанное халтуры, не в смысле бездарности, а в смысле «семью кормить». Афиша фильма «Коллежский регистратор», эскиз игрушки «Артиллерия у нас…» с бравым красноармейцем, стреляющим из пушки по классическому буржую в цилиндре, или плакаты «Пайщик, в поход за утилем» и «Щетина – ценный товар» заставляют вспомнить классическое «дьявол – в деталях». Облик эпохи в этих однодневках схвачен крепче, чем в кипе исторических монографий.
А дальше – период сталинского ампира и дело жизни, монументальная живопись. Но опять-таки, не парадные панно союзного значения, а вездесущая бытовуха – эскизы панно для рыбного магазина или росписи потолка в детском клубе с непременным двойным профилем Ленина — Сталина. Впрочем, Спасский не забывает и другие знаменитые парочки, порой скатываясь до хулиганства.
На официальном, утверждаемом эскизе росписи овального зала Дома отдыха Совета министров в Остафьево в качестве стофажей (человеческих фигурок, рисуемых на эскизе для наглядности пропорций) изображены Пушкин с Вяземским, удивленно разглядывающие потолок с Лениным — Сталиным на фоне красных знамен.
И опять – халтурка, однодневки, детали, без которых прошлое не увидеть. Ну какой музей выгребет из запасника серию открыток «Вожди и дети», предоставляющую уникальную возможность полюбоваться, кроме всего прочего, на не только молодого, но еще и не облысевшего окончательно Никиту Хрущева?
Кстати, «ковчеговцы», похоже, намеренно работают на «двойное назначение» своих выставок. Как иначе объяснить несколько чисто музейных стендов с неподражаемыми документами вроде акта приемки с замечаниями печатников «Товарищу Калинину осветлить глаза, пионерке слева поправить силуэт» или газетного объявления за подписью гения: «Приглашаются товарищи солдаты для обозрения галерей и музеев Москвы. Собирайтесь группами и извещайте отдел. Председатель К. Малевич. Секретарь П. Спасский».
Совершить путешествие во времени можно по адресу ул. Немчинова, 12 (м. «Тимирязевская») до 26 октября.