На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Эпоху делает халтура

Заросший Никита Хрущев и Казимир Малевич, повышающий культурный уровень советских красноармейцев, на персональной выставке Павла Спасского.

Странное дело – соц-арт сейчас в моде. Художники уже который год расстаются с прошлым смеясь, тинэйджеры не стирая носят футболки с советской символикой, а гостиница «Москва» в одночасье стала символом одноименного города. Но вот планомерно занимается советским изобразительным искусством, не андеграундом, не экспериментами, не оппозиционерами, а именно и исключительно классическим советским мэйнстримом – только одна галерея на всю Москву. Галерея именуется «Ковчег», и 12 сентября там прошел очередной вернисаж – открылась выставка Павла Иосафовича Спасского (1889–1964).

Можно не морщить лоб и не делать умное лицо – фамилия художника мало что скажет даже специалистам.

Что, впрочем, немудрено – выставка проходит в рамках проекта «Незабытые имена», где выставляются полузабытые либо совсем забытые художники. Павел Спасский – как раз из таких. Работал много, в основном с сфере монументальных росписей, но всегда – на вторых ролях. Были в его биографии росписи Музея изящных искусств на Волхонке, Большого Кремлевского дворца или пострадавшего от бомбы Большого театра – но всегда «в составе», «под руководством…». В общем – способный, талантливый, но ничем особо не выдающийся художник. Да и на выставке представлен большей частью «побочный промысел» — станковая живопись. Казалось бы – типичный проходняк, но нет – именно обилие «текучки» и делает выставку событием.

Дело в том, что именно классический соц-арт определял внешний облик советской эпохи. Как следствие – выставку можно рассматривать и как художественную, и как музейную. И если художественное значение исчерпывается словами «крепкий середняк», то в плане исторической достоверности выставка в «Ковчеге» сделала многие музейные экспозиции.

Прием «история страны через историю человека» не нов, но крайне редко фокусом становится не «выдающийся деятель времен», а обыватель, рядовая судьба тривиального гражданина в зарисовках.

Юношеские пейзажи, дореволюционные купальни, позже – фронтовые зарисовки Первой мировой. Затем революция, новое искусство, агитационные лубочные картинки «Голосов противных нет…» и «Долой церковь – вредный зуб…». Как и у всякого художника в бурные двадцатые годы – море разливанное халтуры, не в смысле бездарности, а в смысле «семью кормить». Афиша фильма «Коллежский регистратор», эскиз игрушки «Артиллерия у нас…» с бравым красноармейцем, стреляющим из пушки по классическому буржую в цилиндре, или плакаты «Пайщик, в поход за утилем» и «Щетина – ценный товар» заставляют вспомнить классическое «дьявол – в деталях». Облик эпохи в этих однодневках схвачен крепче, чем в кипе исторических монографий.

А дальше – период сталинского ампира и дело жизни, монументальная живопись. Но опять-таки, не парадные панно союзного значения, а вездесущая бытовуха – эскизы панно для рыбного магазина или росписи потолка в детском клубе с непременным двойным профилем Ленина — Сталина. Впрочем, Спасский не забывает и другие знаменитые парочки, порой скатываясь до хулиганства.

На официальном, утверждаемом эскизе росписи овального зала Дома отдыха Совета министров в Остафьево в качестве стофажей (человеческих фигурок, рисуемых на эскизе для наглядности пропорций) изображены Пушкин с Вяземским, удивленно разглядывающие потолок с Лениным — Сталиным на фоне красных знамен.

И опять – халтурка, однодневки, детали, без которых прошлое не увидеть. Ну какой музей выгребет из запасника серию открыток «Вожди и дети», предоставляющую уникальную возможность полюбоваться, кроме всего прочего, на не только молодого, но еще и не облысевшего окончательно Никиту Хрущева?

Кстати, «ковчеговцы», похоже, намеренно работают на «двойное назначение» своих выставок. Как иначе объяснить несколько чисто музейных стендов с неподражаемыми документами вроде акта приемки с замечаниями печатников «Товарищу Калинину осветлить глаза, пионерке слева поправить силуэт» или газетного объявления за подписью гения: «Приглашаются товарищи солдаты для обозрения галерей и музеев Москвы. Собирайтесь группами и извещайте отдел. Председатель К. Малевич. Секретарь П. Спасский».

Совершить путешествие во времени можно по адресу ул. Немчинова, 12 (м. «Тимирязевская») до 26 октября.

Новости и материалы
Россию предупредили о подготовке «подобной Перл-Харбору» провокации от Европы
Аналитик предсказал переворот на Украине против Зеленского
Россиянам рассказали, какая налоговая нагрузка их ожидает в 2026 году
Минобороны назвало количество сбитых беспилотников над регионами России за ночь
СМИ сообщили, что делали и как вели себя Усольцевы перед исчезновением
Режиссер фильма «Когда Гарри встретил Салли» найден мертвым с женой
Нужно ли давать детям рыбий жир, как в СССР, объяснил врач
Стало известно, сколько россияне потратят на алкоголь к новогоднему столу
Спрогнозирован максимальный курс биткоина в 2026 году
Экс-медиамагнат Джимми Лай признан виновным в попытке свержения Компартии Китая
В реабилитационном центре рассказали о состоянии льва, раненного дроном ВСУ
Шесть БПЛА атаковали Тульскую область, воздушная опасность сохраняется
Стало известно, в каких отраслях россияне чаще всего перерабатывают
Ученые открыли удивительный симбиоз дельфинов с касатками
Россиянам рассказали о правильном выборе между накопительным счетом и вкладом
Пожары и повреждения зафиксированы во многих районах Ростовской области после атаки БПЛА
Украина перебросила к Красноармейску солдат из подразделения «Азов»
В МВД рассказали, как мошенники заражают вирусами гаджеты по фотографии
Все новости