Публика содрогается и пытается сосчитать, сколько нынешних десяти-двенадцатилетних детей было сделано под ритмичное бульканье синтезаторов и сладкие голоса супружеской четы Крету. Дальше начинается малоприличный разговор о том, кто под какую музыку был сделан и с каким сопровождением предпочитает делать детей сам. И все. Внимание переключается, говорить про «Энигму» уже никому не интересно. К разговору о проекте пафосного немецкого румына Микаеля Крету приходится возвращаться усилием воли.
Можно, конечно, попытаться вспомнить, что на самом деле это не второй, а пятый альбом проекта. Со времен пластинки со скромным названием «MCMXC. a. D.» вышли еще три пластинки — в 1994, 96 и 99 годах соответственно. Впрочем, это как раз не принципиально. Публика могла все просто перепутать.
Если не знать иностранных языков и не вслушиваться в текст, отличить одну песню «Энигмы» от другой не представляется возможным.
Мало того, если не прислушиваться внимательно (а кто к этой музыке прислушивается внимательно), то обнаружить, когда кончилась одна песня и началась другая, или где граница между двумя альбомами, также не представляется возможным. Даже если и прислушаться, то уже очень скоро мысль теряется, внимание расконцентрируется, и кроме невнятного, неопределенно противного фона на заднем плане ничего не остается. И только неявное чувство облегчения сообщит нам о том, что диск уже кончился, — 47 минут выпали из жизни.
Знатоки и поклонники проекта на этом месте могут начинать выцарапывать рецензенту глаза. На самом деле альбом революционный. Это первый диск Микаэля Крету, в котором нет сэмплов – голосов григорианских монахов, североамериканских индейцев, чаек и прочих непременных элементов поп-эзотерической культуры. Пластинка называется «Voyageur», она зовет нас в уже подзадолбавшее со времен Джейса Дугласа Моррисона и Co. путешествие к глубинам подсознания и необычайным тайнам бытия — композиции называются: «С Востока на Запад», «Следуя за солнцем», «Полное затмение луны» и «Из Тени в Свет». Диск абсолютно уникален, ничего общего он не имеет со всеми четырьмя предыдущими. В него вложен максимум работы, никогда еще продюсеру, композитору и пафосному поэту Микаэлю Крету не приходилось столько работать в студии.
Он впервые в жизни хотел написать просто поп-альбом с просто песнями, идущими одна за другой, а получилось опять черт знает что — гармоничный концептуальный альбом с неожиданно возникшей единой идеей. Все в нем создано силою мысли композитора и продюсера, певца и человека-оркестра Микаэля Крету, который творит душой, усилием воли останавливая свой мозг.
Ничего, кроме ярости и отвращения, этот пафосный бред, взятый из интервью музыканта собственному официальному сайту, не вызывает. Альбом ничем принципиально не отличается от всех предыдущих. Отсутствие индейских хоралов не красит его и не украшает. Оно незаметно. То же самое компьютерно-синтезаторное бульканье с коитальными дыхательными упражнениями мужчин и женщин. И вообще внимания вся эта история заслуживает только из-за женщин.
Женщины очень любят «Энигму». Им вообще нравится глубокомысленно пафосный поп-эмбиент, они любят синтезаторные переделки григорианских хоралов («Era») и музыку для релаксации.
Главные потребители этого продукта — мечтательные барышни среднего достатка с активной половой жизнью. Они купят этот альбом и спрячут его на заветной полочке в спальне рядом с тантрическим имбирным маслом, ароматическими свечками и прочими атрибутами романтического свидания.
Короче говоря, это не музыка, это концептуальный продукт, который должен продаваться в аптеках и секс-шопах и спонсироваться федеральным правительством в рамках поддержки рождаемости.
Во всей этой истории есть еще один крошечный фокус. Диск выпущен на Virgin, которая активно борется с пиратством. В рамках этой борьбы они выпускают CD, защищенные от копирования. В компьютере эти диски идут, только если установить прилагающийся к ним проигрыватель, довольно плохо работающий. Переписать этот диск, разумеется, невозможно, равно как и перегнать в МП3. Так и хочется сказать — не больно-то и хотелось, но дело в том, что все эти запреты и защиты работают только от честных людей. Для своего пользования скопировать диск нельзя. С коммерческими целями, на продажу, если приложить немного усилий и лишние 15 минут времени, можно, достаточно сходить в известные всем места, чтобы убедиться — так с пиратством тоже не борются.
Enigma. Voyegeur. Virgin, 2003.