Судья Алвин Хеллерстайн проявил чисто американский подход к делу. Он решил пойти навстречу родственникам погибших в Twin Towers и сделать козлами отпущения не террористов, которых непонятно где искать, а тех, с кого потерпевшие могут реально получить компенсацию. Таких оказалось трое — владельцы уже бывшего Всемирного торгового центра в лице компании New York Port Authority, авиакомпания American Airlines, чьи два самолета были угнаны, и производитель злосчастных самолетов Boeing.
Тщательно изучив похожие случаи, происшедшие в 70-е годы, судья вынес объемистое заключение на 49 страницах, которое не сулит ничего хорошего упомянутым компаниям.
В частности, про New York Port Authority сказано буквально следующее: «Компания продемонстрировала, что не готова защитить неприкосновенность государства».
Владельцы WTC защищались как могли, приводя, в частности, аргумент, что в их обязанности не входит предотвращение террористических атак и вообще случаев, когда сумасшедший самоубийца угоняет самолет с целью врезаться в здание. Но этот аргумент так и не был услышан.
Не внял федеральный судья и доводам Boeing. Представители авиастроительной компании заявили, что не должны нести ответственности лишь по той причине, что террорист сумел захватить самолет благодаря открытой двери кабины пилотов. На это истцы совершенно логично ответили, что Boeing должен был разработать самолет таким образом, чтобы у угонщика не было ни малейшего шанса захватить самолет.
В заключение судья подчеркнул, что компании American Аirlines и Port Authority заключили договоры на перевозку и аренду здания. А значит, брали на себя ответственность за людей, которые находились на их территории. Так что избежать этой ответственности им не удастся.
Теперь юристы могут потирать руки в предвкушении большого куша.
Как ожидается, первые иски от родственников погибших против трех компаний будут поданы уже на этой неделе.
Поток заявлений не иссякнет до 22 декабря — крайнего срока, определенного судьей для подачи исков. Всего, по последним данным, при крушении WTC погибло 2275 человек. Чтобы представить, на какую сумму, возможно, придется раскошелиться трем компаниям, достаточно упомянуть, что около 1700 семей пока размышляют над тем, обратиться ли им за компенсацией в Фонд поддержки родственников жертв терактов, который был создан конгрессом США, или подать иски в соответствии с вынесенным вчера судьей решением. В последнем случае получить можно будет куда больше. Как ожидается, средний размер выплат может составить примерно $1,5 млн.
Что касается потерь самих трех компаний, то достаточно вспомнить, что несколько дней назад в США была ратифицирована Монреальская конвенция, которая вводит практически неограниченные компенсации родственникам погибших в авиакатастрофах. Согласно конвенции, выплаты только со стороны American Airlines, объявившей, кстати, себя в конце 2002 года банкротом, теперь начинаются с цифры $135 000, а их верхний предел ограничен только фантазией адвокатов истцов.