Сегодня плохой день — умер Кир Булычев, один из самых любимых писателей России. Вся страна знает фразу «Алиса, миелофон!», а фольклор – лучшее доказательство популярности, дети вырастают и уносят с собой детские книжки и фильмы во взрослую жизнь. Ей-богу, «Девочка, с которой ничего не случается» была не хуже «Гарри Поттера», а фильм «Через тернии к звездам», поставленный по сценарию Булычева, наделал не меньше шуму в СССР, чем «Звездные войны» на Западе.
Превращение востоковеда Игоря Можейко в фантаста Кира Булычева произошло почти случайно. В 1957 году он закончил пединститут иностранных языков им. Мориса Тореза и распределился в Бирму – помогать строить социализм. Бирманский социализм Можейко строил сначала переводчиком на стройплощадке, потом в качестве завхоза. Там же, в бирманском магазине советской печати, купил «Страну багровых туч» Стругацких, прочел ее за полночи, поспал и прочел снова. Кому непонятно, как можно читать эту книгу дважды, можно напомнить – на дворе был 1959 год. Хотя сам Булычев говорил, что такого с ним не было ни до, ни после.
Мостиком от Игоря Можейко к Киру Булычеву стали исторические и географические очерки в журнале «Вокруг света», опубликованные под настоящей фамилией.
Однажды, когда готовился к выходу очередной номер приложения «Искатель», выяснилось, что картинка для обложки, изображающая динозавра в банке, есть, а текст, под который она рисовалась, зарублен цензурой. Можейко взялся написать, и на свет появился рассказ «Когда вымерли динозавры», за ним цикл рассказов про Алису, а вместе с ними и писатель Кир Булычев.
Игорь Можейко тем временем работал в Институте востоковедения АН СССР, защищал диссертации и публиковал книги по истории – удивительно живо написанные и весьма популярные среди любознательных граждан страны. Его книга «1185 год» до сих пор остается одной из лучших в жанре исторического научпопа.
По сценариям Булычева были поставлены ураганные хиты советского кино- и телепроката «Гостья из будущего» и «Через тернии к звездам», а также «Подземелье ведьм» и «Похищение чародея» — всего больше десятка картин.
Книги его со временем становились все более невеселыми, но не менее популярными, несмотря на новые вроде бы времена и новую конъюнктуру. Сам писатель говорил, что не нуждается в «коммерциализации» – деньги он может заработать и без этого, хватало одних переизданий «Алисы», поэтому он может себе позволить писать то, что хочется.
Последнее время он сильно болел, а первый инфаркт пережил еще десять лет назад. 18 октября ему исполнилось бы 70 лет.