Все чин по чину: оркестр перед входом, на экране – ролики только российских картин, на сцене — министр Швыдкой, у него в руках — телеграмма президента Путина, следом — череда нелепейших спонсоров. Господдержки не хватило, и пришлось подряжать коммерсантов с их неуместными рекламными подарками. Лысый Говорухин, например, получил приглашение в салон красоты для создания модной прически. Зал неловко хихикает. Режиссер жалуется, что более глупой премьеры не видел и просит смотреть кино без предубеждения.
Задача довольно сложная. Одного только тошнотворного названия достаточно. Впрочем, кому как.
Говорухин не разочаровал никого — ни своих недругов, ни почитателей, круг которых, очевидно, сузился, но зато и сплотился после выхода «Ворошиловского стрелка».
Обожатели получили вчера новое «советское» кино, мелодраму про благородных и сильных людей. Недруги увидели архаическое, ходульное и неестественное ретро.
Говорухин вместе с другим немолодым мэтром — сценаристом Валуцким — тщетно пытаются уложить в полтора часа четверть века из жизни Веры Ларичевой (Светлана Ходченкова) — с 1935 до конца 50-х. Вместо полноценной биографии получается беглый конспект. Встретив на берегу моря красного командира Ларичева (Александр Балуев) Вера моментально в него влюбляется, выходит замуж и отправляется в странствие по гарнизонам.
Доходит до анекдотической нелепицы. Каждые десять-пятнадцать минут мрачный Ларичев является к супруге, только-только устроившейся на новом месте, и заявляет: собирайся, едем, новое назначение, обсуждению не подлежит, точка. Публика, поначалу сочувственно молчавшая, к середине фильма начинает хихикать.
Схематично не только рыхлое переложение романа Грековой «Хозяйка гостиницы», послужившего основой картины, но и актерская игра. Балуев – суровый и решительный солдат, который в любовь бросается, как в атаку. Он видит несправедливость, но верен долгу – на таких держалась страна. Ходченкова – смиренная жена, терпит все, верит, любит, ждет. Состояний два – глуповатая улыбка и жиденькие слезки. Кажется, что режиссерский авторитет вогнал актрису в ступор, из которого она никак не может выбраться. Сам Говорухин тоже отметился в лестной для себя роли. Вслед за Михалковым он изобразил фрондирующего советского комдива, осуждающего репрессии, честного и храброго служаку, который видит для себя один путь – застрелиться. Ирина Купченко (Верина мать) – сама православная святость, крестится поминутно, не ропщет и глядит печальными очами.
Спасает положение появление жизнерадостной и органичной Инны Чуриковой (заезжая московская актриса Кунина, поселившаяся после войны в доме Ларичевых). Хотя в этой части истории персонажи начинают дохнуть как мухи (Ларичев, мать-старушка, Верина подруга – все в течение пары минут), публика, напротив, оживляется. Чуриковой достаточно нескольких артистичных жестов — и зал уже ее.
Говорухин – один из режиссеров, сумевших получить на свою картину государственные деньги. Не очень большие, примерно миллион рублей, но важные принципиально. Кино может быть любое – никто ничего не запрещает, но вот государству необходимо именно говорухинское.
Это депутатское художество ориентировано на самый активный электорат, то есть на пенсионеров. Говорухин еще своим «Ворошиловским стрелком» честно признал, что отныне будет снимать стариковское кино. Ветераны с мутными от слез глазами благодарно взирают на мужественного командира, его женственную супругу, их трудную, но исполненную великого смысла жизнь и свою воображаемую молодость. И название им понравится. Потому что как же иначе, кого же еще благословлять, как не терпеливую советскую женщину, которая все вынесет с улыбкой святой праведницы.
Такое кино просто создано для благотворительных просмотров в неблагополучной социальной среде, где аншлаги и бурные овации обеспечены. Однако самое поразительное — что Говорухин, похоже, собирается заработать на «Женщине» деньги. Напечатано 90 копий. Премьера состоялась в 50 городах России. Но главное – это прокат в 25 залах Москвы. Причем Александр Голутва, глава Службы кинематографии при Министерстве культуры, говорит, что коммерческим кинотеатрам государство недоплачивало за показ заведомо провального фильма. Видимо, политическая сознательность в деловых кругах растет и вытесняет шкурные интересы.
Ну что же, тогда действительно: «Благословите женщину».