Сергей Сергеевич, неделю назад на одной из пресс-конференций вы обвинили членов партии СПС, занимающих ответственные посты в РАО «ЕЭС России», в проведении кампании «черного пиара» против «Яблока». Вы не изменили своей позиции в отношении СПС?
— А почему она должна меняться?
— Вы намерены подавать в суд на РАО «ЕЭС России»?
— Я никогда не хотел подавать в суд именно на РАО «ЕЭС», меня вообще такая организация не интересует. Я говорил о том, что глава этой организации и по совместительству один из сопредседателей СПС Чубайс является заказчиком кампании «черного пиара» вместе с членом правления и председателем креативного совета СПС Гозманом, а также господином Кохом, который является руководителем избирательного штаба СПС.
— У вас есть доказательства причастности вышеупомянутых лиц к так называемым черным пиар-акциям?
— Что касается РАО «ЕЭС России», то у нас есть основания полагать, что деятельность РАО является одним из источников финансирования СПС и тех проектов, которые эта партия проводит. Косвенно это сказывается на росте тарифов на электроэнергию для населения. У нас есть факты такого рода, и когда будет суд, мы расскажем, какими мошенничествами энергетики занимаются, например, в самые страшные морозы. На этот счет у нас есть даже данные Минэнерго. Именно повышение тарифов является способом теневого повышения доходов на нужные СПС кампании.
У нас есть очень длинный перечень документов, которые мы собираемся издать. Они подтверждают факты мошенничества региональных энергетических компаний. К каким только махинациям они ни прибегают, чтобы получить дополнительные доходы. В частности, в момент самых сильных морозов этой зимой энергетики понижали температуру в домах до 14–15 градусов. Они экономили на топливе, а потом получали значительные прибыли, когда граждане покупали в больших количествах электроприборы. Это только один пример, а их знаете сколько? У нас есть специалисты-энергетики, которые могут всю эту информацию представить.
Поэтому я с нетерпением жду, когда господин Гозман на меня в суд подаст. Мы из суда устроим показательный процесс, процесс века над менеджментом РАО ЕЭС.
И вот еще что. Вчера в вашей газете Леонид Гозман шутил над словами Явлинского о том, что Чубайс может отключить канализацию в стране. Я бы хотел на это отреагировать и прошу вас Гозману мои слова передать. Цитирую вам сообщение «ОАО Кировэнерго» от прошлой недели. Это ОАО планирует ограничить подачу электроэнергии 11 потребителям-неплательщикам. В частности, 19 августа планировалось отключить канализационно-насосную станцию МП МУП «Первомаец», если предприятие не выплатит долг. Вот приведите это господину Гозману в ответ на его хихиканье. Он знать должен, что для того, чтобы дерьмо прокачивалось, в том числе и то, которое так плодит СПС, нужна электроэнергия. К сожалению, монополист в области электроэнергии у нас Чубайс, и канализацию отключать будут, пока Чубайс работает в ЖКХ.
— После рассказа о канализации, думаю, стоит спросить о «грязном» пиаре. Вы утверждаете, что антияблочная кампания СПС, если она есть, оплачивается за счет населения?
— Я вот что скажу: СПС выступает за то, чтобы чиновники категории «А» по совместительству не занимали партийных постов. Мы поддерживаем эту инициативу, но добавляем, что также должно быть запрещено совмещение партийных постов с должностями руководителей компаний с государственным участием, а особенно тех, где контрольный пакет принадлежит государству. Именно эти совмещения вредят обществу. В этом случае участие в руководстве политическими партиями приводит к тому, что на содержание этих партий прямо или косвенно идут средства этих компаний. Это капитал для политического пиара, в том числе и для «черного». Значит, это все сказывается на росте тарифов, именно поэтому региональные энергокомпании, в частности «Мосэнерго», настойчиво атакуют региональные энергетические комиссии предложениями о повышении тарифов на 30–60%. Эти средства также идут и на содержание простых активов энергетиков, таких как пансионаты и санатории в Сочи, самолеты, покупки бесчисленного множества квартир. Почему сотрудники сами себе не могут купить квартиры, почему это делает «Мосэнерго»?! А все это оплачивает население.
— Почему же вы первым не подаете в суд на Гозмана и тех, кто с ним?
— А потому что раньше начала избирательной кампании у нас в стране не действует избирательное законодательство. У нас такие законы, что позволяют безнаказанно вести «грязный пиар» до объявления выборов. Вот вы говорите, что мы сразу должны были обратиться в суд. А если мы не обращаемся, значит, мы блефуем, так, что ли? Мы не можем это сделать сейчас по нашим законам. Пока мы готовим иски только к газетам, которые нарушают закон о печати.
— На «Газету.Ru» тоже в суд подадите?
— На «Газету.Ru» подавать в суд не будем, мы же сейчас с вами беседуем. Мы подаем в суд только в том случае, если газеты нам отказывают в законной возможности ответить оппонентам. Например, сейчас мы готовим иск к газетам «Газета» и «Московская правда».
— Как вы полагаете, имеют ли отношение к «антияблочному» пиару лидеры СПС Борис Немцов и Ирина Хакамада?
— Конечно, не Немцов и не Хакамада являются заказчиками этой акции. Знают ли они об этой акции? Складывается впечатление, что знают.
Я не поверю, что Немцов и Хакамада ничего не знают о пиар-кампаниях с таким огромным бюджетом, прямо в книгу рекордов Гиннесса.
Наверное, поэтому и уклоняются от прямых ответов, в частности на мое открытое письмо. Видимо, у них еще есть какие-то остатки совести.
— О каких это мегапроектах вы говорите?
— Существуют специальные проекты. У нас, к примеру, есть сведения о пиар-кампании «Яблоко без Явлинского». В частности, в Новосибирске нашему бывшему сопредседателю Сергею Арасланову предложили $200 тыс. за участие в выборах под лозунгом «Движение «Яблоко» без Явлинского». Только ему предложили $200 тыс. Представляете, о каких масштабах идет речь?
— Возможен ли после всего этого мир между СПС и «Яблоком»?
— Пусть прекращают все эти провокации, заказуху в региональной и федеральной прессе.
— А почему Григорий Явлинский не отстаивает интересы партии в такой сложной ситуации?
— А почему Явлинский должен этим заниматься? Каждому свое, вот я должен это дерьмо расчищать.
Я по должности должен этим заниматься, я руководитель избирательной кампании, а политический лидер вообще не должен этим заниматься.