Сегодня стало известно о том, что британским ВМС удалось перехватить у берегов Ирака крупнейшую после окончания войны партию контрабандной нефти. По данным CNN, капитан вышедшего из Умм-Касра танкера Novastar-1 проигнорировал предупредительные выстрелы с британского корабля Sutherland, после чего морские пехотинцы Ее Величества взяли танкер на абордаж.
Тут-то и обнаружилось, что на борту направлявшегося в Дубай (ОАЭ) танкера находилось целых 1100 тонн нефти — рекордный показатель для контрабандистов постсаддамовского времени.
До начала войны власти США и Великобритании неоднократно обвиняли режим Саддама Хусейна в нарушении установленных ООН санкций, ограничивавших экспорт иракской нефти рамками программы «Нефть в обмен на продовольствие». Патрулировавшие Персидский залив военные корабли союзников неоднократно перехватывали суда, перевозившие контрабандную нефть. (Например, в апреле 2000 года ВМС США задержали российский танкер «Академик Пустовойт», в резервуарах которого также находилась иракская нефть.) Общий объем незаконного экспорта иракской нефти союзники оценивали примерно в 100 тысяч баррелей в день, что, по их мнению, приносило Саддаму до $100 млн в месяц.
После начала новой военной кампании контрабанда практически прекратилась, однако в последние дни она вновь стала проблемой для США.
Проблемой тем большей, что незаконная продажа нефти за деньги не только уменьшает «достояние иракского народа», заботу о котором постоянно проявляют оккупационные власти, но и вполне может служить финансовой опорой инсургентов. «На юге страны после окончания войны широко распространились воровство и контрабанда нефти и нефтепродуктов, и мы сделаем все, чтобы остановить их», — заявил Reuters представитель временной американо-британской администрации Ирака, отметивший, что за последние две недели оккупационным властям удалось уничтожить около 100 незаконных хранилищ нефти.
Однако справиться с угрозой пока не удалось. Незначительное расстояние, отделяющее побережье южного Ирака от портов ОАЭ и Ирана, позволяет использовать для перевозки контрабандной нефти не только баржи, но даже традиционные для стран Персидского залива деревянные «дхоу», напоминающие китайские джонки. Однако случай с Novastar-1 убедительно доказывает, что контрабандисты переходят и к более масштабным проектам. К тому же выяснилось, что доставленная на дхоу нефть была перегружена на танкер не где-нибудь, а в порту Умм-Каср — под самым носом у союзников.
Тем временем достигшие максимальных отметок цены на нефть вновь пошли вниз. В ходе последних торгов на нью-йоркской NYMEX стоимость барреля U.S. Light упала до $32,18, а баррель североморской Brent подешевел на лондонской IPE до $29,99.