Программу приватизации на правительстве представлял первый заместитель министра имущественных отношений Александр Браверман. «Цель у программы амбициозная: максимизация вклада приватизации в рост ВВП и экономики в целом», — заявил он по итогам заседания правительства.
Идеология программы устроила всех. Вопросы возникли, когда речь зашла о приватизации конкретных объектов.
Живая дискуссия развернулась по вопросу о приватизации портов, а также ряда предприятий Минкульта и Минтранса.
Министерство культуры особенно настаивало, что принадлежащие ему предприятия надо объединять в вертикально интегрированную структуру. Но оказалось, что концепции такого холдинга у ведомства нет. В итоге победило Минимущество.
Порты ведомства также не хотели отдавать, настаивая на сохранении госучастия в их капитале. Но Минимуществу удалось убедить правительство, что государство сможет влиять на политику порта с помощью «золотой акции» более эффективно, нежели с помощью мало что решающего 20-процентного пакета, который к тому же другие акционеры того и гляди размоют посредством дополнительной эмиссии акций.
Впрочем, несколько весьма привлекательных предприятий в список тех, которые подлежат приватизации, так и не вошли.
Первоначально в список по предложению ряда ведомств было включено «Иркутскэнерго», где государству принадлежат 40%. Всего существовало три варианта: продать весь пакет; оставить у государства 25% плюс «золотую акцию»; выделить из «Иркутскэнерго» сети и внести их в Федеральную сетевую компанию. В итоге предприятие просто не включили в список, а наиболее предпочтительным вариантом Александр Браверман назвал третий: «Ведь если мы получим деньги за 40% акций, нам потом придется строить новые сети».
Планы по приватизации «Иркутскэнерго» идут вразрез с планами алюминиевых магнатов: Олег Дерипаска («Русал») и Виктор Вексельберг (СУАЛ) в этом году консолидировали контрольный пакет акций компании с расчетом приватизировать госдолю.
Теперь им, видимо, предстоит убеждать Минимущество в предпочтительности первого варианта.
Совершенно по другой причине в список приватизируемых предприятий на вошла компания «Новошип» — Новороссийское морское пароходство. Озабоченность его продажей высказали спецслужбы. «Мы разделили эту озабоченность, и решили, что объем государственных прав там не должен быть меньше, чем сейчас», — пояснил Браверман. Но одновременно правительство поручило Минимуществу рассмотреть возможность введения режима, который бы предполагал перевод судов из-под флага офшоров (под которыми в основном они и плавают) под флаг Российской Федерации. Сделать это сложно, и пока в качестве одного из решений предлагается создание офшорной зоны (предположительно, в Калининграде), чтобы налоги, которые будет платить компания под российским флагом, были адекватны тем, которые она платит в офшоре.
Что касается продажи Магнитогорского металлургического комбината, то здесь, по словам Александра Бравермана, его ведомство ждет специального указа президента. «В соответствии с президентским указом № 1514 мы не можем продавать Магнитку, пока она не выведена из списка стратегических объектов», — пояснил замминистра. Но, по его словам, если продажа состоится, то предпочтительным способом является аукцион, который позволит избежать злоупотреблений.
Вообще Минимущество сейчас находится в выгодной позиции. По словам представителей министерства, «менее 35–40 млрд руб. доходы от приватизации в 2004 году все равно не будут». А поскольку доходы сейчас не идут на погашение дефицита бюджета, то способы продажи можно варьировать. И вообще с продажей не торопиться, а ждать подходящего момента.
$$$$$$
Так, госпакет «ЛУКкойла» (7,6%) государство может продать одним пакетом, а может — частями. Акции могут быть размещены как на Лондонской бирже (Браверман считает этот вариант более предпочтительным), так и в России в случае, если правительство решит посодействовать в покупке акций и российским гражданам.
Остался нерешенным только вопрос, сколько же государственных унитарных предприятий (ГУП) останется обслуживать различные государственные функции после 2008 года.
Пока все упирается в то, что идет административная реформа и правительство заново определяет перечень государственных функций. Как только список будет готов, можно будет подумать и о том, какое материальное обеспечение в виде ГУП будет к этим функциям прикладываться. Сейчас к федеральной собственности отнесены 2700 ГУП, но уже очевидно, что этот список будет значительно сокращен: содержать такое число нахлебников, совсем не увеличивающих ВВП, государство просто не в состоянии.