Как сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» источник в правоохранительных органах, операторы связи отключили режим кодирования звонков абонентов. Таким образом, спецслужбы могут прослушивать любые московские телефоны.
Режим кодирования был снят в 21.00 8 июля по распоряжению Минсвязи сроком на сутки. Сотовые операторы МТС, «Вымпелком» («Би Лайн»), «МегаФон» и департамент электросвязи Минсвязи уже подтвердили сообщения источников «Газеты.Ru».
Как сообщили «Газете.Ru» в МТС, «эти действия предприняты в рамках существующего законодательства с целью предотвращения правонарушений. МТС заверяет своих абонентов, что им не будет причинено никаких неудобств. Качество и надежность связи, характеризующие сеть МТС, остаются неизменными».
По словам директора по связм с общественностью «Вымпелкома» (сеть «Би Лайн») Михаила Умарова, «данная мера осуществлена в строгом соответствии с законодательством и не влияет на уровень предоставляемого абонентам компании сервиса».
Советник генерального директора московского «МегаФона» Роман Проколов заявил, что «все сотовые операторы оказывают техническое содействие правоохранительным органам, как того требует закон. Мы не комментируем действия спецслужб — они делают свою работу в интересах москвичей». Проколов также считает, что «мероприятия спеслужб не оказывают влияние на работоспособность сети — уровень успешных соединений в сети «МегаФон» на сегодняшний день превышает 98%, это один из самых высоких показателей качества мобильной связи в Москве».
В МГТС пока воздерживаются от комментариев. В ближайшее время ожидается заявление Минсвязи по поводу снятия режима кодирования телефонных переговоров.
Абоненты обычных городских московских телефонов жаловались во вторник на перебои в связи, которые, однако, сначала связывали с сильным дождем и грозой. Мобильная связь также работала с перебоями во вторник вечером. Это может быть связано с перегрузкой из-за перенастройки компьютеров операторов.
Определить, что в вашей сети отключен режим шифрования, просто.
На экране сотового телефона появляется восклицательный знак (на телефонах Siemens и Ericsson), разомкнутый замок (на Nokia), на других мобильных телефонах также высвечиваются специальные уведомления.
До сих пор масштабное отключение шифрования в российских сотовых сетях происходило дважды — во время саммита в Санкт-Петербурге и во время событий на Дубровке. Тогда GSM-операторы на четыре дня отключали режим шифрования.
Отключение режима кодирования означает, что звук, который прошёл через специальный ваккодер не подвергается шифрованию, иными словами, в радиоэфир по голосовым каналам передаётся чистая сжатая речь. Поэтому, любой, кто может «сесть» на частоту приёма/передачи волны, а также знает алгоритм кодирования речи и сжатия данных, может слушать чужие разговоры. Когда же режим шифрования включен, все данные дополнительно умножаются на определённую кодовую последовательность, которая ни кому кроме оборудования не известна.
Подслушивать раскодированные телефонные разговоры в режиме реального времени могут спецслужбы, а также все, у кого есть соответствующее оборудование. Его стоимость составляет $80-100 тыс.
Впрочем, перехват телефонного разговора можно произвести и в шифрованном виде. После этого производится его постепенная расшифровка, которая занимает от нескольких часов до нескольких суток. Аппаратура для расшифровки также стоит немалых денег. Сейчас дополнительная услуга шифрования оказывается операторами связи на добровольной основе, которая дает еще пару процентов защиты, но не более.
Переговоры по сотовой связи в стандарте CDMA (в Москве в этом стандарте работает компания «Персональные коммуникации» — сеть «Сонет»), который изначально предполагает кодирование, по словам специалистов, невозможно прослушивать «с эфира», однако вполне возможно при помощи технических средств СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), имеющихся в распоряжении спецслужб.
Конституция РФ разрешает прослушивание телефонных переговоров исключительно по решению суда. При этом приказы Минсвязи обязывают телекоммуникационные компании подключать каналы к «удаленным пультам ФСБ».
С 1 июля в России действует новый Уголовно-процессуальный кодекс. Он разрабатывался на протяжении 10 лет и пришел на смену УПК, действовавшему с 1961 года. Главное достижение нового кодекса — введение судебного контроля на всех этапах предварительного следствия, начиная с момента задержания или подачи заявления в органы милиции.
Теперь такое действие дознавателей и следователей как прослушивание телефонных переговоров возможно только по решению суда, а не с санкции прокурора, как было раньше. Таким образом реализована норма, предусмотренная Конституцией РФ с 1993 года.