Визит главы министерства иностранных дел Японии Ёрико Кавагути во Владивосток был почти полностью посвящен трубопроводу. Японские власти пытаются воспользоваться очередной заминкой с принятием окончательного решения о его маршруте и переиграть Китай в борьбе за российскую нефть.
Кавагути выразила желание начать с российскими властями «серьезные переговоры» и открыто заявила, что «Япония готова обсудить с российской стороной перспективы сотрудничества в области освоения нефтяных месторождений в Восточной Сибири при условии строительства трубопровода Ангарск--Находка в первую очередь».
По экспертным оценкам, освоение месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, без чего трубопровод «на Находку», которому необходимо около 50 млн тонн сырья в год, останется без нефти, потребует привлечения примерно $20 млрд.
Однако освоение новых нефтегазовых провинций на востоке важно для России — японцы и пытаются сыграть на этом.
И нельзя сказать, чтобы совсем безрезультатно. «На окончательное решение будут влиять не соображения выбора самого эффективного маршрута. Если за два года японцы вложат $15 млрд, труба пойдет на Находку», — заявил бывший глава Минтопэнерго, а ныне председатель совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник.
Ёрико Кавагути, по неподтвержденной информации, предложила вложить в разработку восточносибирских месторождений около $7,5 млрд, еще $7 млрд выделить в форме государственных кредитов и страховок и еще $1 млрд вложить в социальные проекты на Дальнем Востоке. Между тем официальных сведений, на каких условиях и в какой форме японцы готовы выложить деньги, пока нет. Возможно, ситуацию прояснит директор японского Агентства природных ресурсов и энергетики Ивао Окамото, который, как заявила Кавагути, прибудет в Россию «в ближайшее время».
Особые надежды японцы возлагают на формирование «пятой колонны» в самой России и в первую очередь на Дальнем Востоке.
В случае избрания направления «на Находку» трубопровод пройдет по территории Бурятии, Иркутской, Читинской и Амурской областей, Еврейской АО, Приморского и Хабаровского краев. Их губернаторов вместе с депутатами и пытаются привлечь на свою сторону японцы.
В апреле турне по Дальнему Востоку совершил глава Японской национальной нефтяной компании (JNOC) Ёсиро Камата, пообещавший региональным лидерам инвестиции и крупные кредиты, а главе Приморья Сергею Дарькину – еще и $1 млрд на строительство в крае нового нефтеналивного порта и крупного НПЗ. Ёрико Кавагути постаралась закрепить успех. «Строительство нефтепровода из Ангарска в порты Приморья позволит краю получить определенные преференции, которые на 100% будут использованы на развитие нашей территории», — заявил в итоге Дарькин.
Кавагути постаралась привлечь на свою сторону и федеральные власти. На дальневосточном заводе «Звезда» она подписала протокол о намерениях Японии профинансировать разделку списанных атомных подлодок ТОФ. В соответствии с документом на реализацию этого проекта Япония в ближайшие десять лет готова выделить около 16 млрд иен ($133 млн). Это выглядит, мягко говоря, как задаток.
Впрочем, до сентября, когда, как ожидается, правительство все-таки примет решение о постройке дальневосточного нефтепровода, свои новые козыри выложит и Китай. Хотя и сейчас доводы в пользу «китайского» варианта трубопровода выглядят весьма убедительно: трубопровод на Дацин будет на 1,5 тыс. км короче и почти на $3 млрд дешевле «японского» варианта, да и вступить в строй он сможет на несколько лет раньше. А, кроме того, по расчетам, будет рентабельным.