Нынешний состав совета директоров «Газпрома», как передало агентство Reuters, миноритарии предлагают расширить более чем на треть – с 11 до 15 человек. При этом как минимум в 4 креслах из 15 они хотели бы видеть своих представителей. Сейчас единственным независимым (от самой компании, аффилированных с ней лиц либо государства) директором «Газпрома» является бывший вице-премьер Борис Федоров. Миноритарии хотели бы добавить к нему директора по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадима Клейнера, а также представляющих компанию UFG Райана Чарльза и Илью Сербовича.
Собственными силами занять почти треть мест в совете директоров «Газпрома» миноритарии не смогут.
Имеющиеся в наличии пакеты акций не позволяют им рассчитывать на сколько-нибудь серьезное расширение влияния в руководстве компании, а распыленные среди сотен тысяч россиян акции нужно, во-первых, привлечь к голосованию, а во-вторых, убедить их владельцев поддержать представителей миноритариев. При этом придется побороться с самим «Газпромом», руководство которого как раз сегодня открывает целую серию встреч с региональными акционерами. До конца этой недели делегация «Газпрома» побывает в Уфе, Казани, Саратове и Волгограде.
Не имея возможности самостоятельно добиться проведения реформы руководства «Газпрома», представители фонда Hermitage Capital Management пытаются провести ее через намеченное на 27 июня собрание акционеров руками главного из них, государства. При этом необходимость увеличения числа независимых директоров обосновывается не только благими намерениями (усиление контроля совета директоров над менеджментом и улучшение отчетности самого совета директоров перед акционерами), но и положениями принятого Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг кодекса корпоративного управления.
«Мы думаем, что все наши предложения полностью соответствуют интересам всех акционеров, включая государство. Голосование… должно показать, насколько правительство искренне в своем желании улучшать корпоративное управление в стране», — заявил Reuters сам Вадим Клейнер.
Впрочем, в первую очередь, реформа выгодна все-таки самим миноритариям. «Принятие такого решения будет очень хорошим шагом. Миноритарии получат большие возможности защиты своих интересов и, возможно, смогут блокировать принятие некоторых невыгодных для них решений в тех случаях, когда требуется единогласная поддержка директоров… Один человек в совете директоров, конечно, тоже позволяет это, но лучше, если их будет несколько. Один человек легко может стать объектом давления, к тому же у разных миноритарных акционеров разные интересы, и то, что выгодно для одних, может быть невыгодно для других», — рассказал «Газете.Ru» аналитик компании Prospect Investment Владислав Тропко.
Однако усиление миноритариев невыгодно ни государству, ни руководству «Газпрома». В том, что в совете директоров, который будет избран на собрании акционеров 27 июня, останется 11 человек, сомнений практически нет. Да и в будущем численность совета директоров вряд ли изменится: нынешний расклад в совете устраивает государство и менеджмент.
«В реальность принятия предложения миноритариев плохо верится. Государство недавно получило контрольный пакет акций «Газпрома» и, как и руководство компании, не заинтересовано в том, чтобы делиться властью с миноритариями. А вот включение в состав совета директоров одного-двух человек от Ruhrgas, основного зарубежного партнера «Газпрома», — это реально», — отметил Владислав Тропко.