Формально условия тендеров, объявленных сегодня Иракским государственным агентством по торговле нефтью (SOMO), обеспечивают равный доступ к торгам всех без исключения претендентов. Правда, оплачивать купленную нефть вновь нужно в долларах. Не желавший поддерживать экономику врага Саддам Хуссейн в 2000 году перевел нефтяные расчеты на евро, но новая власть восстановила прежний порядок.
Специальных льгот для американских компаний SOMO не объявило, хотя симпатий к американцам чиновники этого ведомства даже не пытаются скрыть. «Да, конечно, мы намерены продавать нефть США. Они были и остаются одним из крупнейших потребителей нашей нефти. Но американские компании будут соперничать с другими зарубежными компаниями за право приобрести иракскую нефть», — заявил глава SOMO Мохаммед аль-Джибури.
На деле речь идет о фактическом отстранении от участия в торгах всех компаний, сотрудничавших со старым режимом, и в первую очередь компаний российских.
До начала войны до 40% всего «официального» нефтяного экспорта Ирака проходило именно через российские компании («Эмерком», «Машиноимпорт», «Роснефтеимпекс», «Сиданко», «Славнефть», «Союзнефтегаз», «Татнефть», «Зарубежнефть» и др.), теперь же доля России значительно сократится. Несмотря на противостояние с режимом Хусейна, США всегда оставались крупнейшим покупателем иракской нефти. Однако попадала она на американские НПЗ лишь через цепочку посредников.
Победа США в войне все изменила. Условия нынешних тендеров составлены так, чтобы предоставить преимущества нефтеперерабатывающим компаниям и отсечь от участия в торгах посредников. «Вернувшись на международный рынок, мы планируем иметь дело непосредственно с потребителями, не привлекая к участию в сделках третьи силы», — отметил аль-Джибури. Заявление это означает, что России, которая в конечных потребителях иракской нефти никогда не числилась, рассчитывать не на что.
Чисто теоретически на покупку нефти смогут претендовать разве что располагающие собственными нефтеперерабатывающими мощностями «Татнефть», «Сиданко» или «Славнефть». Однако переработка иракской нефти на заводах Татарстана или Белоруссии, в условиях, когда России и свою-то нефть девать некуда, вряд ли оправданна.
Крупные западные компании в своей победе на организованных SOMO тендерах, похоже, не сомневаются. Итоги конкурсов еще не подведены, а судовладельцы уже сообщают о фрахте первых танкеров, которым предстоит забрать нефть из терминалов портов Джейхан и Мина-аль-Бакр. Полностью распродать скопившиеся здесь запасы (10–12 млн баррелей нефти Kirkuk и Basra Light) руководство SOMO рассчитывает уже к концу июня. После этого, как ожидается, SOMO приступит к заключению контрактов с постоянными покупателями.
На мировых нефтяных биржах известие о скором возобновлении экспорта из Ирака вновь привело к колебаниям цен. К середине дня баррель Brent в Лондоне подешевел до $26,5, однако затем падение приостановилось, а большая часть потерянного была отыграна. Ожидаемое от ОПЕК (очередной саммит ОПЕК пройдет, напомним, на следующей неделе) сокращение нефтяных квот пока действует на рынки сильнее иракского фактора.