Строго говоря, в главном офисе ЮКОСа сегодня были подписаны два соглашения. Первое – о железнодорожных поставках российской нефти в Китай, под которым поставили свои подписи вице-президент ЮКОСа Михаил Елфимов и глава компании China Oil Ван Ли-Хуа — вступает в силу уже с 1 июня. Начиная с этого дня и до 1 июня 2006 года ЮКОС обязуется поставить в Китай 6 млн тонн нефти, увеличив сегодняшние объемы поставок сразу вдвое.
Затем от использования железнодорожных цистерн планируется отказаться. Заменить их должен куда более дешевый в эксплуатации нефтепровод Ангарск–Дацин, который к тому же позволит десятикратно увеличить поставки.
Обеспечить своевременный ввод трубопровода в строй должен другой подписанный сегодня документ – генеральное соглашение об основных принципах поставки и закупки нефти по нефтепроводу Россия–Китай. Его подписали председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский и президент КННК Ма Фуцай.
Основные принципы остались прежними. В соответствии с ними ЮКОС берется самостоятельно либо с привлечением других компаний в течение первых пяти лет работы трубопровода ежегодно поставлять КННК по 20 млн тонн нефти, а затем увеличить объемы до 30 млн тонн в год и поддерживать их на этом уровне не меньше 20 лет.
Общий объем поставок, таким образом, составит не меньше 700 млн тонн.
КННК, в свою очередь, обязуется оплачивать поставляемую нефть исходя из мировых цен. Оговорен даже срок начала работы трубопровода, который планируется ввести в строй в 2005 году. А вот такие вопросы, как срок начала строительства, объемы финансирования и собственности, пока остались за рамками.
Стать настоящим контрактом документу не позволяет одно – отсутствие официального решения правительства, все еще не определившегося с тем, куда – на Дацин (КНР) или на Находку – следует направить новый экспортный нефтепровод. Без этого решения начать работу нельзя, ведь за строительство нефтепроводов, как подчеркнул Михаил Ходорковский, в России отвечает «Транснефть», государственная компания.
Однако уже в самое ближайшее время маршрут, как ожидается, будет окончательно определен. Сегодняшнее соглашение двух крупнейших компаний России и Китая должно побудить российские власти перейти наконец от «принципиальных» решений к официальным. Естественно, в пользу Дацина.
Выгоды «дацинского варианта» хорошо известны. Прежде всего, это резкое и притом скорое увеличение доходов казны.
«Подписанное соглашение на поставку 2 млн тонн нефти в год на протяжении трех лет – это… около $300–400 млн для российского бюджета. Однако дальнейшее развитие связано с необходимостью строительства трубопровода… Масштаб сделки около $150 млрд за 25 лет, в том числе порядка $60 млрд получит российский бюджет», — заявил сегодня Михаил Ходорковский.
Деньги – еще не все. Строительство нефтепровода сулит немалые перспективы для развития Восточной Сибири, тем более что КННК обещает помочь в освоении расположенных там труднодоступных месторождений. «Россия очень богата ресурсами в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке… Если провести разведку и разработку, мы непременно найдем новые. Наша компания заинтересована в разработке нефтяных месторождений в России… Мы уже ведем переговоры со многими нефтяными компаниями», — заявил Ма Фуцай, отметив, что названия потенциальных партнеров пока остаются коммерческой тайной.
Ну а когда новые месторождения будут освоены, тогда, по словам Ходорковского, лет через 10–15 «можно будет продлить нефтепровод дальше на Восток».
Еще один довод в пользу скорого строительства трубопровода на Дацин — опасность дефицита экспортных мощностей. Внутреннее потребление нефти и увеличение мощности НПЗ в России не поспевают за ростом нефтедобычи, а отправить всю «лишнюю» нефть на экспорт будет попросту невозможно – существующие трубопроводы не осилят.
«Хотелось бы, чтобы этот трубопровод заработал к 2005 году, когда в России будет около 20 млн тонн нефти, которую невозможно будет использовать, несмотря на все расшивки, которые к тому времени сумеет реализовать «Транснефть», — заявил появившийся на церемонии президент ТНК и кандидат в совет директоров ЮКОСа Семен Кукес, дав понять, что дальнейшее промедление с началом строительства чревато большими неприятностями.
При отсутствии нефтепровода 20 млн тонн «лишней» нефти, которую некуда будет деть, означают не просто провал Энергетической стратегии, но и серьезное сокращение доходов казны.
К тому же избыток нефти приведет к консервации наименее рентабельных скважин, сокращению рабочих мест и неминуемому росту социальной напряженности.
Окажутся ли все эти доводы достаточно убедительными для властей, станет известно уже в ближайшие одну-две недели. Вчерашняя встреча Владимира Путина с председателем КНР Ху Цзиньтао показала, что обе стороны чрезвычайно заинтересованы сотрудничать в нефтегазовой сфере.
Правда, за это время ответный ход могут сделать японцы, заинтересованные в строительстве трубопровода до Находки. Премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми, как ожидается, встретится с Владимиром Путиным во время праздничных торжеств в Санкт-Петербурге либо на саммите G8 во французском Эвиане 1–3 июня.