Представители Минэкономразвития и Минприроды сегодня под руководством вице-премьера Виктора Христенко в очередной раз обсуждали закон о недрах. Напомним, после того как от министерств прошлой осенью в правительство поступило два альтернативных законопроекта, премьер Михаил Касьянов дал поручение эти варианты согласовать и представить единый документ до 1 апреля 2003 года. Согласование сильно затянулось, и сегодня срок был продлен до 15 июля.
Вопрос, на который два ведомства имели прямо противоположные точки зрения, — формы недропользования.
В Минприроды полагали, что достаточно внести корректировки в существующий закон «О недрах». В частности, ведомство предлагало разрешить заключение концессионных договоров, а также изменить налогообложение добычи сырья, например, перейти от налога на добычу к рентным платежам. Также Минприроды предлагало отзывать у пользователя лицензию, если оно сочтет, что нарушены условия лицензии, а оспорить такое решение недропользователь сможет в суде.
Минэкономразвития отстаивало достаточно революционный проект, основой которого были предложения комиссии под руководством Дмитрия Козака по использованию концессионного механизма управления ресурсами. В министерстве считали, что недропользование на основе договоров обеспечило бы бизнесу большую прозрачность.
В итоге сегодня стороны пришли к парадоксальному, но согласию.
Как пояснил «Газете.Ru» замминистра экономического развития и торговли Мухаммед Циканов, ведомства сошлись на том, что «одновременно могут применяться и гражданско-правовая форма недропользования (конкурсы и аукционы), и публично-правовая (лицензирование). Безусловно, гражданско-правовая форма имеет преимущество в долгосрочной и среднесрочной перспективе, она более прозрачна.
Что касается публично-правовой формы, то она будет применяться только в случаях,
закрытый перечень которых определен федеральным законодательством, то есть законом о недрах. К таким разработкам относятся расщепляемые материалы, например уран».
Что касается второго вопроса — определения федеральной собственности в законе о недрах, то здесь ситуация пока не сдвинулась с места ни на шаг.
Изначально предполагалось, что в документе будет четко определено понятие «собственника недр», при этом никакой совместной компетенции не будет, что фактически означает лишение губернаторов права «второго ключа» при распоряжении недрами. Однако законопроект Минэкономразвития, который такую жесткую формулировку предлагал, немало критиковался.
В первую очередь у критиков вызывало сомнения возложение функции разведки минерального сырья на государство. Высказывались также мнения, что центр должен осуществлять только стратегическое руководство, а оперативные решения нужно отдать регионам. Кроме того, законопроект предлагал государству полностью финансировать первые этапы освоения месторождений (поиск и разведку), на что оппоненты резонно возражали, что у государства таких денег ($20–30 млрд ежегодно) просто нет.
В Минприроды пока комментировать ход переговоров по уточнению формулировки о собственнике недр отказываются. А источники в Минэкономразвития утверждают, что решение по этому вопросу вряд ли может быть найдено до начала следующей недели.
Впрочем, аналитики еще в прошлом году предсказывали, что главное для правительства — не представить единый вариант закона, а урегулировать отношения с рабочей группой Госсовета, представляющей в основном добывающие регионы, которая не только хочет принимать участие в совершенствовании закона о недрах, но даже более — руководить реформой недропользования вместо кабинета Касьянова.