Переговоры с лидерами российского ТЭКа прибывший в Москву Абдалла аль-Аттийя, по его собственным словам, вел «с двумя головами на плечах». Голова президента ОПЕК произносила уже не раз звучавшие заявления о необходимости координации действий картеля с независимыми производителями нефти, крупнейшим из которых является Россия.
Россию Абдалла аль-Аттийя вообще хотел бы превратить из союзника-соперника в постоянного члена ОПЕК.
Это позволило бы убить двух зайцев – связать опасного конкурента картельной дисциплиной и лишить потребителей возможности, сбивая цены, маневрировать между поставщиками. «Я полагаю, что для России как для второго по величине экспортера нефти в мире крайне важно стать членом ОПЕК… Я не устаю повторять это моему другу господину Юсуфову и надеюсь, что рано или поздно моя промывка мозгов принесет свои плоды…» — заявил сегодня глава ОПЕК.
Однако единственное, чего пока удалось ему добиться от российского министра энергетики Игоря Юсуфова, — заверений в том, что Россия также крайне заинтересована в стабилизации ситуации на нефтяных рынках и на конференцию ОПЕК в столицу Катара свою делегацию в отличие от отклонившей приглашение картеля Норвегии, пришлет. Что же касается вступления в ОПЕК, то уже за пределами зала для пресс-конференций Юсуфов высказался в том смысле, что «этого хочет наш коллега, а у нас есть свои интересы».
В число своих успехов аль-Аттийя может записать и слова российского министра о том, что осенью 2001 года Россия по просьбе ОПЕК уже сокращала объемы своего нефтяного экспорта и, в принципе, может сделать это вновь.
Причем если падение цен на нефть создаст угрозу интересам бюджета, Юсуфов, по его словам, готов поступиться интересами частных нефтекомпаний. «Мы рады и счастливы тому, что большая часть российской нефтяной промышленности находится в частных руках. После приватизации эта сфера демонстрирует очень хорошие показатели. Однако если возникнет необходимость защиты интересов федерального бюджета, мы найдем способ повлиять на них через владение системой экспортных трубопроводов», — заявил министр.
Большего добилась в России другая голова Абдаллы аль-Аттийя, принадлежащая министру энергетики Катара и, по совместительству, президенту государственной нефтегазовой компании Qatar Petroleum. Катар располагает третьими по величине запасами газа в мире (11,2 трлн куб. м), уступая лишь России и Ирану. Ежегодно на экспорт отправляется свыше 12 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ), и уже в ближайшие годы правительство эмирата рассчитывает довести объемы экспорта до 20 млн тонн, став крупнейшим игроком на мировом рынке СПГ.
До сих пор интересы России и Катара в газовой сфере практически не пересекались. Российский газ экспортировался по трубопроводам в Европу, а катарский СПГ на судах отправлялся в страны Азии: Японию, Южную Корею. Однако уже в ближайшие годы на рынки этих стран рассчитывают выйти и российские компании. И в первую очередь «Газпром», глава которого Алексей Миллер на днях подписал соглашение о сотрудничестве с главой Корейской газовой корпорации Мёнг Кю Кимом.
Выходить на новые для себя азиатские рынки, ввязываясь в ожесточенную борьбу с практически монополизировавшим их Катаром, Россия бы не хотела.
«До выхода на газовые рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона мы хотели бы видеть в Катаре партнера, а не конкурента. И чтобы добиться этого, нужно переходить к полномасштабному сотрудничеству уже сейчас», — заявил Игорь Юсуфов.
Первым примером сотрудничества должно стать подключение российских компаний к проекту «Дельфин» общей стоимостью около $10 млрд — строительству газопровода, который связал бы катарские шельфовые месторождения с прочими странами Персидского залива, а в перспективе и Пакистаном. Осталось убедить в перспективности сотрудничества с «Газпромом» и «Зарубежнефтью» уже участвующие в проекте United Offsets Group (ОАЭ), TotalFinaElf и Occidental Petroleum.
Совместные действия России и Катара могут пойти и значительно дальше. России очень не нравится тот факт, что газ, который мы поставляем за рубеж по $100–110 за 1000 кубометров, конечным потребителям в Италии и Франции перепродают втрое-вчетверо дороже из-за налоговых накруток. В итоге «мы, разрабатывая в труднейших условиях наши месторождения и доставляя газ через нашу протяженную газотранспортную систему, фактически субсидируем экономику стран Западной Европы», — отметил Игорь Юсуфов.
Сейчас усовестить власти европейских стран вряд ли удастся, однако Юсуфов и аль-Аттийя сошлись на том, что назрела «необходимость проведения более скоординированной политики основных мировых производителей газа, необходимость широких двусторонних и многосторонних консультаций между ними».
Именно с таких консультаций, кстати, начиналась ОПЕК. Катар вступил в этот картель одним из первых, а вместе с Россией может стать основателем нового — на этот раз газового.