Борис Грызлов назвал имя заказчика убийства генерала-пограничника Виталия Гамова. По словам Грызлова, его заказал криминальный авторитет Василий Наумов (Якут). Любопытно, что имя заказчика названо после того, как сам Якут был убит. Киллер дождался Якута с приятелем вечером 17 апреля в подъезде его дома в южнокорейском порту Пусан. Убийца был в шляпе и марлевой повязке (якобы спасался от атипичной пневмонии). Видеокамера в подъезде зафиксировала убийство (кадры демонстрировали по местному телевидению). В обоих было выпущено около десяти пуль. В голову Якута сделаны два контрольных выстрела. Он скончался на месте. Его приятель получил три ранения в живот и умер в больнице. На месте происшествия обнаружили самодельный обрез и пистолет российского производства.
54-летний Василий Наумов в 90-е годы был в Приморье «рыбным королем». По данным из региональных источников, раньше мимо Якута не проходило ни одно судно. Его флотилия насчитывала 20 судов. Контрабандные морепродукты он вывозил в Японию, но после того как Япония отказала ему в визе, переориентировался на Южную Корею.
Ежегодный оборот фирм Якута, по некоторым оценкам, доходил до $3 млрд.
На Сахалине Якут числился коммерческим директором ООО «Конкордия-Сервис». После ряда задержаний судов этой компании за браконьерство в 2001 году ее перерегистрировали в ООО «Компания Регион», зарегистрировали и несколько других предприятий, в том числе «Таранай-Трейдинг».
В последнее время влияние Якута в регионе начало снижаться. Это произошло в связи с тем, что Якут вынужден был в 1998 году покинуть Сахалин. После криминальных разборок, когда Якут чудом остался жив, он уехал сначала в Японию, а потом в Южную Корею (в Японии на Якута тоже было организовано нападение, но вместо него пострадали две японские гражданки, что стало поводом для отказа Якуту в продлении визы).
Между тем Якут активно пытался восстановить свои позиции в регионе. Результатом этого стало нападение его людей осенью 2002 года на шхуну «Тулун». Тогда на спасение шхуны, ставшей заложницей разборок нескольких преступных группировок, бросились российские самолеты и большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев». Об инциденте было доложено Путину. Именно тогда, как утверждают источники в Приморье, стала хорошо видна связь рыбной мафии и российских госструктур. Правоохранительные органы по факту захвата шхуны не стали возбуждать уголовное дело, расценив инцидент как «спор между собственниками». Кстати, по данным газеты «Владивосток», счет за использование в освобождении «Тулуна» военной техники до сих пор никому не предъявлен (обычно за это расплачивается собственник).
Начальник регионального управления федеральной погранслужбы Виталий Гамов, естественно, не мог оставаться в стороне от подобных событий. 21 мая 2002 года в его квартиру в Южно-Сахалинске кинули несколько бутылок с зажигательной смесью. Возник пожар. Пограничник, получивший сильнейшие ожоги, 28 мая скончался в больнице. По этому факту областная прокуратура Южно-Сахалинска возбудила уголовное дело.
Как удалось узнать «Газете.Ru», перед смертью Гамов якобы успел рассказать следователям, что до этого покушения он проверял судно «Амгу», принадлежавшее упомянутой компании «Таранай-Трейдинг» (его руководитель Алексей Каргополов был человеком Якута — в Южной Корее они жили в одном доме). Правоохранительные органы начали проверять связь между убийством пограничника Гамова и «рыбной мафией» (во время обыска у Гамова нашли крупную сумму).
Японские власти предоставили им информацию о восьми приморских ОПГ, контролирующих рыбный промысел. У следствия появилась версия о том, что к смерти Гамова каким-то образом может быть причастен и руководитель одной из крупнейших приморских ОПГ Якут.
Однако эта версия не была единственной. Правоохранительные органы запускали через местную прессу информацию о том, что заказчиком Гамова был начальник Южно-Курильской государственной морской инспекции ФПС Виктор Коньков (версию распространили сразу после его ареста за взятку в $10 тыс.).
По делу Гамова задержали четверых малопримечательных подозреваемых (некоторых из них тут же отпустили под подписку о невыезде), одного объявили в федеральный розыск. Однако отчитаться о раскрытии убийства Гамова помогла лишь смерть Якута. Повесить убийство на мертвого бандита – действительно, удачный ход для того, чтобы отчитаться о раскрытии громкого заказного убийства. Такой точки зрения, кстати, придерживаются и в Приморье.
По словам Бориса Грызлова, в ходе следствия по делу о покушении на семью генерала Гамова «было выявлено более 260 крупных экономических преступлений». Правда, в то время, как Борис Грызлов проводил совещание в краевом УВД Приморья, киллеры совершили у него под носом во Владивостоке очередное заказное убийство. Не исключено, что и оно связано с рыбой.