Объединение ТНК и BP с сегодняшнего дня отходит на второй план. Дело даже не в том, что общая стоимость сделки ТНК--BP оценивалась в $6,75 млрд, а рыночная стоимость уступаемых основными акционерами «Сибнефти» 92% акций компании превышает $11 млрд. Более важно, что
в результате сделки появляется нефтегазовый гигант, размерами не уступающий крупнейшим нефтяным компаниям мира.
$$$$$$
До сих пор даже самые крупные нефтекомпании России как в финансовом плане, так и в технологическом сильно уступали зарубежным. В результате российские недра лежали мертвым грузом, а непременным условием начала их разработки назывался приход крупных иностранных компаний. О выходе российских компаний за границу иначе как в роли экспортеров сырья речь вообще не шла. Многочисленные попытки наладить за рубежом добычу или переработку нефти чаще всего были неудачными. Достаточно вспомнить громкие поражения «ЛУКойла» в Польше, Греции и Германии.
«ЮкосСибнефть» получает новый шанс. По крайней мере, сами создатели на это очень рассчитывают. «Объединение с «Сибнефтью» резко усиливает наши конкурентные преимущества… Новый промышленный гигант, обладающий большой производственной и финансовой мощью, сможет добиться еще большей эффективности ведения бизнеса, что, в свою очередь, приблизит достижение нашей стратегической цели – превращение в лидера глобального энергетического рынка», — заявил сегодня председатель правления ЮКОСа и будущий глава объединенной компании Михаил Ходорковский.
Первые шаги по пути в лидеры глобального энергетического рынка «ЮкосСибнефть» намерена делать в России. По словам Ходорковского, уже в ближайшем будущем компанию ждут «большие и сложные» проекты в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на российском шельфе. До сих пор большая часть здешних богатств лежала бесполезным грузом, а за разработку отдельных месторождений соглашались браться либо иностранцы (исключительно на условиях СРП), либо «Газпром» и «Роснефть», требовавшие поддержки у государства.
«ЮкосСибнефть» рассчитывает справиться с масштабными проектами, в числе которых уже называют освоение Талакана, Чаянды, Юрубчено-Тахомского и ряда других месторождений, самостоятельно. И позволить это компании должен именно ее новый размер.
$$$$$$«Размер компании позволяет сделать многие вещи, которые ранее были не под силу или чрезвычайно рискованны... Немаловажная вещь, которую может позволить себе действительно крупная компания, — это создание собственных технологий. И ЮКОС, и «Сибнефть» пользуются новейшими технологиями, но с точки зрения разработки собственных технологий еще не было достаточной критической массы ни у той, ни у другой компании», — заявил первый вице-президент «Сибнефти» Александр Корсик.
Стартовые позиции «ЮкосСибнефти» действительно впечатляют. Объединенная компания обладает самыми большими доказанными запасами нефти в мире (18,4 млрд баррелей), имеет четвертый уровень добычи нефти в мире (2,3 млн баррелей в день). К тому же новая компания развивается с темпом в 20–25% в год, а затраты на добычу нефти, пожалуй, одни из самых низких в мире, лишь немногим превышающие затраты ближневосточных нефтяных королей.
Образование конгломератов такой величины между тем связано и с немалым риском. Причем если в экономическом плане это «возможные временные трудности», то в плане политическом — самый настоящий риск.
«В краткосрочной перспективе проблемой станет потеря той суммы, которую ЮКОСу придется выплатить за 20% акций «Сибнефти», — заявил «Газете.Ru» аналитик «НИКойла» Эркин Нусуров. — $3 млрд — большая сумма, и, для того чтобы ее оправдать, да и на интеграцию активов обеих компаний, потребуется время. В это время возможно некоторое снижение котировок акций». Аналитик «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин отметил: «Учитывая большую потребность ЮКОСа в финансировании слияния, вероятность выплаты высоких дивидендов (около 7 руб. на акцию) за IV квартал 2002 года очень низкая».
Впрочем, в том, что акционеры компаний, принимая решение о слиянии стоимостью $11 млрд, все чисто экономические риски просчитали до копейки, сомневаться не приходится. Но есть риск, просчитать который невозможно в принципе, — риск возникновения у власти искушения поставить новообразованную компанию под свой контроль.
Тем более, что
объем добычи нефти компанией «ЮкосСибнефти» (85 млн тонн в прошлом году) оказывается по порядку цифр сопоставим с внутренним потреблением нефти всей Россией (около 140 млн тонн), а в 2005 году, если планы компаний по росту на 20–25% в год воплотятся, практически с ним сравняется.
Получится компания, способная обеспечить нефтепродуктами всю страну, да к тому же современно (в отличие от той же госкомании «Роснефть») управляемая — по сути готовое министерство нефти. Поставив такую компанию под свой контроль, власть в одночасье сможет решить массу проблем — от снабжения котельных всей страны мазутом до снабжения отдельных чиновников всем необходимым и предвыборного пиара на любом уровне.
Дополнительный риск представляет собой неясность планов команды президента Путина на второй срок. Ей будет уже нечего терять, а потому степень бесцеремонности силовых структур в отношении крупных корпораций может кратно увеличиться. Во что тогда превратятся незаконные, как теперь уже признается, изгнания олигархов с телеканалов и прямые требования заместителей генпрокурора перечислить в казну $140 млн, сейчас никто сказать не может.
Из нефтяных компаний в последние три года наиболее жестко власти третировали «ЛУКойл» — уж не потому ли, что именно эта компания была самой крупной? Такой крупной, что даже в Кремле заметили. Ну а потом настолько покорной, что даже ввязалась в историю с незаконным изгнанием олигарха с телеканала на стороне власти.
~В общем, «ЮкосСибнефть» фактически подставляется, особенно если учесть, что «ЛУКойл» в духе последних решений партии и правительства уже воспитан, а ТНК--BP Кремль трогать вряд ли захочет — там стратегический иностранный инвестор, там может быть международный скандал и так далее. Собственно, в этом — привлечении стратегического иностранного инвестора — может быть выход для «ЮкосСибнефти».
Не говоря уже о том, что так можно компенсировать предстоящие расходы на слияние.
Как отнесутся власти с слиянию, пока не ясно. Премьер Михаил Касьянов, правда, уже высказался в том смысле, что «нам такие флагманы экономики нужны», но это, возможно, просто политес. Предметно судить о намерениях властей в отношении крупнейшей нефтекомпании можно будет, во-первых, по тому, насколько легко ЮКОС и «Сибнефть» получат разрешение на слияние у антимонополистов, а во-вторых, по тому, позволят ли им искать иностранного покупателя на пакет своих акций — и какого размера будет этот пакет.