Главной сенсацией заседания стало принятие решения о необходимости строительства «трубопроводной системы северного экспорта нефти». То есть того самого нефтепровода Западная Сибирь--Мурманск, который еще в ноябре прошлого года крупнейшие нефтяные компании России предложили выстроить за свой счет. Естественно, что мурманский нефтепровод в этом случае должен был стать первым частным магистральным трубопроводом в России.
Полтора месяца спустя Михаил Касьянов развеял надежды нефтяников, объявив, что все нефте- и газопроводы, которые строятся или будут построены в России, останутся в государственной собственности. Однако о готовности государства вложить в постройку мурманской «трубы» необходимые для этого $3,5–4,5 млрд Михаил Касьянов ничего не сказал, и перспективная идея, как многим показалось, была попросту положена под сукно. Заточенные для битвы за Мурманск копья противники ломали в основном вокруг выбора направления (на Дацин или на Находку) для другого — дальневосточного — нефтепровода.
И вот теперь выяснилось, что северный вариант не забыт. Правда, приоритетным проектом в правительстве по-прежнему считают строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), постройка которой позволит довести экспорт российской нефти через порты Балтийского моря до 50 млн тонн в год.
Тем не менее вопрос о мурманском трубопроводе вновь на повестке дня. Более того, появились признаки того, что трубопровод все-таки может стать частным.
По словам главы Минэнерго Игоря Юсуфова, государство уже не претендует на полноправное владение нефтепроводом, однако намерено осуществлять контроль и оказывать влияние на транспортную инфраструктуру. Как именно, с кем и на каких условиях правительство намерено поделиться «трубой», пока не ясно, однако вполне можно предположить, что речь идет о создании некоего консорциума по типу КТК, лидирующую роль в котором будет играть «Транснефть». Младшими же партнерами вполне могут стать инициаторы строительства – ЮКОС, «ЛУКойл», ТНК, «Сибнефть» и примкнувший к ним «Сургутнефтегаз», которым и предстоит обеспечить финансирование строительства и необходимые объемы нефти после реализации проекта.
Возможны, по мнению аналитика компании Prospect Investment Дмитрия Царегородцева, и другие варианты. «Идеальный способ участия для российских нефтяных компаний – это предоставление финансовых гарантий. Отвлечения живых денег при этом не происходит, разве что некоторое ухудшение международной финансовой отчетности. Впрочем, «Транснефть» вполне может обойтись и без таких гарантий. У нее очень маленькая задолженность, и она в состоянии сама привлечь необходимые средства», — заявил «Газете.Ru» Царегородцев.
Впрочем, в самой «Транснефти» разговоры о возможных вариантах строительства мурманского трубопровода пока считают преждевременными. «Сейчас пока только заслушали этот проект, приняли принципиальное решение, теперь будут готовить ТЭО. Наша позиция такова – сделаем ТЭО, подсчитаем, а тогда и говорить о финансировании можно будет. Мы пока не знаем даже того, кому поручат готовить ТЭО. Может быть, нефтяники возьмут это на себя, а может быть, поручат нам… У нас никаких бумаг пока нет», — заявил «Газете.Ru» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. Он же подтвердил и неизменность позиций компании в вопросе о том, кому должен принадлежать нефтепровод. «Контроль над экспортными трубопроводами никому, кроме государства, отдавать нельзя», — заявил Сергей Григорьев.
Готовить технико-экономическое обоснование (ТЭО), как позже выяснилось, будет все-таки «Транснефть» при поддержке сразу четырех министерств — Минэнерго, Минтранса, Минэкономразвития и Минприроды. Первые итоги работы будут представлены в правительство в мае, одновременно с энергетической стратегией России. По словам Игоря Юсуфова, только после того, как правительство оценит «первые подходы» и эффективность реализации проекта, будет решаться и вопрос о хозяине трубопровода.