Госдума приняла сегодня в первом чтении президентский пакет поправок по реформе избирательного права к четырем федеральным законам. Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона 'Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации'» при двух воздержавшихся поддержали 245 центристов, чего хватило. Против проголосовали депутаты СПС, «Яблока» и КПРФ.
Законопроект вносит изменения и дополнения в законы о СМИ, о благотворительной деятельности, а также в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Представляя законопроект, глава ЦИК Александр Вешняков заявил, что цель документа — минимизация черного пиара во время выборов.
Внесение поправок, сказал Вешняков, «не допустит появления телекиллеров образца 1999 года». Председатель ЦИК отверг мнения наблюдателей о новом ограничении свободы слова и повторил высказывание, которое произнес на конференции «СМИ накануне выборов» четыре дня назад: «Это не удар по свободе слова, — говорит Вешняков, — а удар по свободе вранья, черному пиару и черному налу».
Итог голосования стал очевиден после того как депутат Коваленко из «Единства»заявил, что его фракция не имеет претензий к проекту. Замечания поступили лишь от депутатов, не входящих в блок центристов. Так, Виктор Илюхин (КПРФ) отметил, что в проекте не говорится о нарушениях в работе избирательных комиссий — в отличие от нарушений журналистов. Другая претензия Илюхина — в законопроекте проигнорировано использования административного ресурса.
Депутат выразил недовольство тем, что ЦИК не реагирует на пропаганду действий президента и губернаторов в предвыборный период. Вешняков в ответ заметил, что, по новому проекту, действующие представители власти, которые участвуют в выборах должны на время кампании должны уйти в отпуск.
Единым фронтом с коммунистами против проекта выступили СПС и «Яблоко»
Представитель СПС Александр Баранников подверг критике положение, согласно которому уголовной ответственности могут подвергнуться кандидаты и их спонсоры в случае, если будут превышены средства выборного фонда. Баранников полагает, что спонсор не может знать о том, насколько превышен фонд кандидата. Другой депутат от СПС Борис Надеждин отметил, что существует всего три вида предвыборных ресурсов: административный, финансовый и ресурс СМИ. Депутат считает странным то обстоятельство, что в то время как за нарушения при использовании административного ресурса предполагается лишь смешной штраф — 5 тыс. руб., за нарушения при использовании второго можно получить четыре года лишения свободы.
Депутат Сергей Иваненко («Яблока») возмутился тем, что никто не останавливает деятельности первых двух российских каналов за их пропаганду действующей власти.
Характеризуя поправки, Иваненко заявил, что их принятие — это попытка потушить пожар керосином. Его соратник по фракции Сергей Митрохин добавил: трагедия этого закона заключается не в том, мягкий он или жесткий, а в том, что избирательный.
Руководители самих СМИ обращают внимание прежде всего на то, что поправки приняты несмотря на заверения президента не вносить никаких проектов, касающихся деятельности СМИ без согласования с Индустриальным комитетом СМИ.
Такое мнение, в частности, на вышеупомянутой конференции «СМИ перед выборами» высказал один из членов комитета, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Кстати, многие представители СМИ впервые получили текст поправок только на этой конференции, состоявшейся всего четыре дня назад.
Самое спорное положение, против которого протестуют СМИ, — приостановка деятельности СМИ-нарушителей во время выборов. Проект предполагает такую меру в случае более чем двукратного нарушения установленных законом рамок освещения предвыборной гонки. При этом нарушения эти могут касаться любого пункта закона — вне зависимости от степени тяжести нарушения. Этот механизм представители СМИ считают откровенно антидемократичным. Представители ЦИК в ответ лишь вновь произносят тезис о борьбе с черным пиаром.
Будет ли при прохождении закона применен уже опробованный механизм наложения вето президентом, пока неизвестно. Для этого необходима как минимум консолидация всей индустрии СМИ и самых влиятельных для власти ее представителей.