Как отметил на глава ЦИК Александр Вешняков, выборное законодательство — законы «О выборах депутатов Госдумы», «О выборах президента РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» — на сегодняшний день в России практически сформировано. Недостает поправок в закон о СМИ, которые Дума должна в первом чтении рассмотреть 19 марта. Эти поправки, внесенные в Думу президентом, стали, по словам Вешнякова, «реакцией на информационные войны во время федеральной избирательной кампании 1999 гогда».
В ЦИК очень не хотят пришествия второго Доренко.
А потому решили подстраховаться и новым законом, и поправками к нему. Основная идея противников черных технологий — членов ЦИК (о которой они говорят уже около года) состоит в том, что агитация должна быть отделена от информирования. «Если идти по пути Доренко, — считает Александр Вешняков, — то в этом случае аналитическая передача переходит в агитацию в чистом виде».
Вешняков убежден, что свобода СМИ не ограничивается во время выборов: «Хотите теледебатов? Пожалуйста!». Единственное условие — чтобы все кандидаты смогли принять участие. А для этого, напоминает Вешняков, не позднее чем на тридцатый день после объявления выборов СМИ должны опубликовать расценки на эти дебаты.
Вешняков опроверг постоянный тезис критиков нового закона о том, что «любые СМИ можно будет закрыть за малейшие нарушения». Руководитель ЦИК считает, что «это неправда, это ложь и кое-что другое, не хочу говорить пока, что». В целом же он так охарактеризовал пресловутые поправки: «Это не удар по свободе слова, это удар по свободе вранья и по административному ресурсу». И подчеркнул, что «без свободных СМИ не может быть свободных выборов».
После выступления Вешнякова слово взял Владимир Жириновский, который, едва осознав, что не получит политической трибуны, быстро вышел из зала, выкрикивая оскорбления в адрес устроителей конференции.
После этого состоялись дебаты члена ЦИК Сергея Большакова и редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, которые в очередной раз доказали, насколько по-разному власть и пресса смотрят на проблему освещения выборов.
Основная обсуждавшаяся тема — пропадет ли аналитика со страниц газет и из эфира.
«Почему вы думаете, — задавался вопросом член ЦИК Большаков, — что аналитика — это обязательно называть то, что хорошо и что плохо». На что Венедиктов ответил, что именно в этом и состоят функции анализа.
Венедиктова интересовало, например, значит ли, что по новому закону авторская программа Юлии Латыниной должна быть приостановлена на время выборов, потому что там даются оценки. На что Большаков в конце концов прямо сказал: «Либо приостановить, если хочется, либо автор должен будет выполнять новый закон» (то есть не оценивать действия кандидатов).
Вообще, конкретные примеры, которые приводились журналистами для того, чтобы понять, как действовать во время выборов, Сергей Большаков с ходу отметал со словами, что «незачем придумывать сейчас все возможные варианты развития событий».
Применение конкретных положений закона о СМИ между тем вызвало наибольшее количество вопросов.
Так, один из авторов ныне действующего закона о СМИ Владимир Энтин нашел пункт закона (п. 9 ст. 48), который обязывает использовать «изображение физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке в агитационных материалах кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков... только с письменного согласия данного физического лица». И спросил, значит ли это, что во время митингов журналисты должны будут получить письменное согласие всех присутствующих. На что Сергей Большаков дал свою трактовку этой поправки. Оказывается, она написана для того, чтобы кандидаты не распространяли в целях собственного пиара свое фото рядом с Владимиром Путиным без письменного согласия президента. Однако, будут ли понимать этот вопрос члены региональных избирательных комиссий, неизвестно.
Много вопросов вызывает желание ЦИК приостановить действие СМИ во время предвыборной кампании — в случае некоторых нарушений. Другой автор закона о СМИ, Михаил Федотов, считает, что поправки, которые рассмотрит Дума, — «попытка взорвать административное право». Он отмечает, что приостановка деятельности компании (в том числе и теле-, и радио-) по существующему законодательству является лишь средством обеспечения иска, в то время как предлагается сделать приостановку деятельности мерой административного наказания. А потом задал вопрос, адресованный Сергею Большакову, действительно ли такой механизм придуман только в нашей стране. Большакову пришлось это признать.
Заканчивая обсуждение,
Большаков подвел черту: «Есть люди, которые умеют писать о выборах, и есть люди, которые писать о выборах не умеют. И не наша задача — учить их тому, чтобы писать о выборах».
А Венедиктов отметил, что журналистам не нужно объяснять, что такое агитация и что такое информирование. «Мы хотели бы, — говорит он, — чтобы члены ЦИК и нижестоящие члены избирательных комиссий понимали это так, как мы». Он одновременно обратил внимание на то, что, несмотря на обещание президента не вносить в Думу проекты, связанные со СМИ, без их обсуждения в медиасообществе, это в очередной раз произошло. Он подчеркнул, что поправки окружает некоторая секретность, а сам текст некоторые из представителей СМИ смогли получить только со стола Геннадия Селезнева.
«Газета.Ru» продолжает следить за законотворчеством в области СМИ.