Во вторник замминистра путей сообщения Юрий Дьяконов рассказал о проектах железнодорожников, которые обеспечат пассажиров новыми услугами и при этом сделают пассажирские перевозки менее убыточными для МПС.
МПС, даже превратившись в результате реформы в ОАО РЖД, не сможет строить свой бизнес, как обычная частная компания, и по-прежнему будет выполнять многие социальные функции. Главная из них – пассажирские перевозки. Платежеспособность пассажиров низкая, почти половина россиян имеют право на льготный проезд, а остальные часто едут «зайцами».
Так что, хотя в прошлом году каждый россиянин совершил в среднем 9 поездок на поезде, в целом пассажирские маршруты принесли МПС 55 млрд руб. убытка: 22 млрд от пригородных и 33 млрд от дальних перевозок.
Восполняются потери за счет грузов – с каждого рубля, заработанного на грузовых перевозках, 15 копеек идут на обеспечение пассажирских. В результате приходится повышать грузовые тарифы, что вызывает постоянные конфликты между МПС и промышленным лобби.
Как рассказал Юрий Дьяконов, МПС будет уходить от перекрестного субсидирования путем заключения договоров с субъектами федерации. При такой схеме платить за граждан будут не грузовые перевозчики, а региональные бюджеты. В прошлом году 26 регионов полностью расплатились с МПС за пассажиров, а сейчас, по словам Дьяконова, у министерства заключены подобные договоры уже с 86 субъектами федерации.
Что касается самих перевозок, то,
в первую очередь будет развиваться наиболее коммерчески успешный сектор – экспресс-сообщение между соседними областями.
До сих пор большая часть (9) таких маршрутов приходилась на Московскую железную дорогу. Но к концу 2003 года, как обещал Дьяконов, экспресс-электрички охватят всю территорию России: откроются маршруты Владивосток — Хабаровск, Красноярск — Ачинск, Екатеринбург — Челябинск, Оренбург — Орск. Только на Северо-Кавказской дороге такие поезда будут курсировать по 15 направлениям, в том числе Туапсе — Адлер и Минеральные Воды — Кисловодск.
Москве, которую подобными поездами уже не удивить, в 2003 году покажут «электричку XXI века». Она будет за 20 минут доезжать от Ярославского вокзала до Мытищ. Собственно, новизна будет заключаться в устройстве вагонов – в них будет не две, а три пары дверей, то есть электричка станет похожа на поезд метро. За счет этого пассажиры смогут быстрее входить и выходить из вагонов, что позволит заметно сэкономить время на остановках. Демонстрация нового поезда состоится в августе, а регулярно маршрут заработает с декабря. В МПС особо подчеркивают, что проект на 50% профинансирован внешним инвестором, который надеется окупить вложения за счет торговых точек на конечных пунктах маршрута.
Ну а для пассажиров обычных дальних поездов, прежде всего курортников, МПС предусматривает гибкий сезонный тариф: после 1 сентября билет Москва — Адлер, например, будет стоить не 1300, а 1100 рублей
В целом же новые технологии будут активнее внедряться на железной дороге. Плацкартные вагоны, самые популярные на российских дорогах, начнут, например, оснащать кондиционерами. А чтобы совсем стереть грань между плацкартой и СВ, железнодорожники освоят так называемые вагоны-трансформеры. Мало того что их корпус будет сделан из поликарбоната – материала, применявшегося ранее только в космической промышленности, сама конструкция вагона будет такой, что проводник за две-три минуты буквально «легким движением руки» сможет превратить сидячее шестиместное купе в комфортное купе СВ для двух пассажиров. Таким образом повысится эффективность использования вагона — он не будет простаивать. Но пока готовятся лишь опытные экземпляры – большая часть из закупленных в этом году 500 вагонов будут все-таки обычными.
Помимо текущего обновления МПС готовится и к чрезвычайным ситуациям вроде весеннего паводка или 300-летия Санкт-Петербурга.
И в том и в другом случае метод, в принципе, один – подготовка «горячего резерва» поездов, который можно быстро задействовать в случае необходимости. Как обещал замминистра, резервных поездов достаточно, чтобы не повторилась ситуация с прошлогодним северокавказским наводнением, когда тысячи отдыхающих не смогли вовремя уехать из района стихийного бедствия.
Что касается Петербурга, то помимо обычных дополнительных поездов к юбилею МПС вновь пустит обновленные «Невский экспресс» и два скоростных поезда ЭР-200. Ну а поезд нового поколения для дороги Москва — Санкт-Петербург уже разрабатывает ЦКБ «Рубин», знаменитое своими подводными лодками.