Антиутопия «Эквилибриум» («Equilibrium») Курта — суровый комикс о борьбе со сном.
После третьей мировой войны, оставившей от цивилизации живописные руины, человечество наконец одумалось. Причиной непрекращающихся военных конфликтов, преступлений и раздоров были признаны эмоции. Чтобы спастись от самоуничтожения, люди избрали путь холодной отрешенности, которую дарует препарат с говорящим названием — прозиум. Каждый честный гражданин обязан несколько раз в день делать себе инъекцию, избавляющую его от страсти, ревности, радости и ненависти. Нарушители признаются виновными в эмоциональном преступлении и отправляются в топку крематория.
Порядок в этой фашистской Либрии и сон диктатора, ею управляющего, хранит подразделение клериков – великолепно обученных убийц, расследующих эмоциональные преступления. Их задача – находить и уничтожать произведения искусства и тех, кто осмелится их хранить. А мутит воду и мешает гражданам спокойно «вмазываться» прозиумом подполье, сражающееся против правительства с оружием в руках. Главный герой – клерик, утративший веру в справедливость системы. Столкнувшись с женщиной, осужденной на смерть за ее чувства, он понимает, что больше не может преследовать невиновных, и обращает свою силу против вчерашних коллег.
То, что боец так расстроился, вполне объяснимо – женщиной, перевернувшей его жизнь, была Эмили Уотсон, звезда «Рассекая волны» и «Красного дракона», самая душераздирающая актриса современного кино. Самого же клерика сыграл Кристиан Бэйл – американский психопат из экранизации романа Бретта Истона Эллиса, мужчина серьезный и на вид довольно опасный. Во всяком случае, в атмосферу четвертого рейха Курта Виммера он вписался очень органично.
Либрия, явно созданная художниками фильма по эскизам Альберта Шпейера, снималась в Берлине. Ландшафт и интерьеры этого прекрасного нового мира – виртуальный заповедник имперского стиля, сталинские «высотки» и стадион в Нюрнберге, Рейхстаг и Дворец Советов, спокойно делящие общее пространство. Для предельно наивного сюжета, простодушно смешавшего «451° по Фаренгейту» и «Особое мнение» — совсем неплохо.
Как ни странно, до сих пор Курт Виммер имел известность в качестве сценариста, сочинившего «Сферу» и римейк «Аферы Томаса Крауна». При этом сценарий «Эквилибриума» — довольно пресное сочетание банальности, паранойи и лежалого социального пафоса. Однако одна гениальная находка позволила сценаристу-Виммеру вытянуть историю, а режиссеру-Виммеру сделать элегантное нестыдное кино. Эта находка – «ката стрелка».
В теории – это комплекс движений, позволяющий человеку с пистолетом убить как можно больше противников, оставшись неуязвимым. На практике – это повод для потрясающего боевого балета, не уступающего показательным выступлениями Ривза и Фишборна в «Матрице». Кроме того, изобретенная Виммером ката позволила ему притянуть к истории самурайские интонации, которые могут придать стиль даже рекламе жвачки.
К сожалению, история пробуждения от эмоционального наркоза осталась нерассказанной. Кристиан Бэйл гораздо эффектнее смотрится в роли холодной машины, нежели утратившего веру апостола. А когда в финале из всех щелей начинают вылезать растрепанные немытые психопаты с автоматами в руках и принимаются бороться за народное дело, кажется, что их действительно лучше держать на прозиуме, прозаке или, на худой конец, на галоперидоле.
Однако наслаждение от боевых сцен «Эквилибриума» перевешивает все неловкости фильма. В каком-то смысле эта странная картина подняла жанр боевого комикса на новый рубеж – огневой рубеж танцевальной перестрелки, преждевременно оставленный Джоном Ву ради счастья работать в Америке.
Пробудить эмоции можно с 27 февраля, посетив кинотеатры «5 звезд», «Прага», «Горизонт».