Правительство на своем заседании 20 февраля одобрило проект закона «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)», подготовленный Минимуществом. Как сообщил первый замминистра Александр Браверман, в начале марта он будет внесен в Госдуму.
«Цель национализации в соответствии с этим законом одна-единственная, – заявил Браверман, — обеспечение обороноспособности и безопасности государства». Национализация, как сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь Минимущества Александр Паршуков, будет проводиться только в случае, если у государства нет возможности обеспечить свою обороноспособность и безопасность иным способом.
$$$$$$
По словам Александра Бравермана, перечень предприятий, которые могут попасть под закон о национализации, уже «на выходе». На самом деле, как выяснила «Газета.Ru», перечня предприятий еще нет, да и вообще сначала будет подготовлен перечень стратегически важных товаров, которые государство не может приобрести на рынке, например, потому, что их производство убыточно. Он будет утверждаться правительством. Предприятия-производители могут быть национализированы.
По предварительным оценкам, речь пойдет прежде всего о производителях комплектующих для вооружений, товаров, подпадающих под режим экспортного контроля, продукции для мобилизационных планов.
$$$$$$
По словам Бравермана, никакой конфискации и экспроприации законопроект не предполагает. В это легко поверить — в случае необходимости государство, как показывает практика, может легко не посчитаться с правами собственника и без всяких законов. Как, например, был использован для переброски войск в Чечню частный Волгоградский аэропорт, понесший в результате крупный ущерб без компенсации.
Законопроект разработан из других соображений, в частности, возможность национализации предусмотрена Гражданским кодексом, и левые политики не устают об этом напоминать. Но если сейчас по каждому факту национализации требуется принимать отдельный закон, то в случае принятия Думой правительственного законопроекта роль парламента будет урезана. Повлиять на ход национализации думцы смогут только при принятии бюджета на очередной год, в который и будут закладываться отдельной статьей ассигнования на национализацию. Это означает, кстати, что первые национализированные предприятия появятся не раньше 2004 года.
Законопроект, предполагающий расходование бюджетных средств, естественно, может быть использован в личных интересах чиновников. Вовсе не обязательно, что они займутся вымогательством взяток у собственников предприятий ВПК, угрожая им национализацией. Ситуация скорее будет обратная, поскольку прибыльные предприятия национализировать пока никто не собирается. Более вероятно, что взятки будут давать как раз за то, чтобы государство включило в перечень национализируемых те предприятия, с которых собственникам уже никакой прибыли извлечь не удается.
Возможны разные варианты.
На национализации может настаивать как руководство убыточных заводов под лозунгом сохранения рабочих мест, так и их собственники, осознавшие, что продать такие заводы им, кроме государства, больше некому.
Цена выкупаемого имущества, согласно проекту, должна устанавливаться независимым оценщиком, однако понятно, что и с независимым оценщиком можно договориться. Если же договориться не удастся, можно попытаться взять крупный кредит и, направив его на свои нужды, «повесить» тем не менее на национализируемый завод, после чего сумма, за которую его выкупит государство, будет уже не так важна.
Впрочем, пресс-секретарь Минимущества Паршуков утверждает, что опасность коррупции надуманна: «Решение о национализации будет принимать не один чиновник, а правительство в целом. Не знаю, сколько нужно денег для того, чтобы купить все правительство сразу. Купить можно одного чиновника, ну двух, но не весь же кабинет министров да еще и Думу, которой предстоит учесть расходы на национализацию при принятии бюджета».