Хотя о скорой отставке Наздратенко поговаривали едва ли не с того момента, как он занял кресло председателя Госкомрыболовства, сегодняшнее заявление Михаила Касьянова после коллегии Минэнерго прозвучало неожиданно. Оно, похоже, стало неожиданностью даже для самого опального министра, который, как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Госкомрыболовства, еще сегодня утром заходил в свой рабочий кабинет в отличном расположении духа.
Не более информированы оказались и его замы. Назначенный Касьяновым врио председателя Юрий Москальцов, к примеру, отбыл вчера в служебную командировку в Калининград, а Александр Моисеев, успевший немного поруководить Госкомрыболовством после отставки Юрия Синельника, сейчас на больничном.
Зато о предстоящей отставке Наздратенко, похоже, был осведомлен его преемник на посту губернатора Приморья Сергей Дарькин. Сегодня утром, то есть задолго (с учетом разницы во времени между Москвой и Владивостоком) до заявления премьер-министра, он вылетел в столицу для, как сказали его помощники, «решения вопросов, связанных с выделением промышленных квот на вылов морских биологических ресурсов рыбацким предприятиям края».
Судя по тому, что в последние дни Дарькин и его подчиненные буквально засыпали правительство жалобами на неправомочное вмешательство Наздратенко во внутренние дела региона, «решать вопросы» приморский губернатор собирался уже с кем-то другим.
Суть конфликта Госкомрыболовства с властями нескольких дальневосточных регионов в том, что ведомство Наздратенко отказалось утвердить схему, по которой региональные власти разделили между хозяйствами выделенные им правительством квоты на добычу рыбу.
К примеру, в том же Приморье, по словам главы Госкомрыболовства, серьезные квоты получили лишь предприятия, якобы полностью или частично принадлежащие руководству края. «Пять предприятий получили 50% от всех объемов края. Остальные не получили или вообще ничего, или получили унизительные крохи…» — заявил Наздратенко. На Камчатке же «жертвой» Госкомрыболовства пало ЗАО «Акрос», руководство которого Наздратенко в своем открытом письме к Камчатскому областному совету народных депутатов прямо назвал «паразитами», обрекающими на нищету население Камчатки.
Наздратенко полагал, что его комитет наделен правом «утверждать или корректировать решения региональных рыбхозсоветов». Однако никогда не питавшему к нему теплых чувств Михаилу Касьянову оказались ближе жалобы губернаторов, тем более что некоторые из них присылали ему «по несколько телеграмм в день».
«Это вмешательство в дела субъектов, это недопустимо», — заявил сегодня премьер журналистам, отметив также, что поручил Госкомрыболовству в «кратчайшие сроки» принять решения по квотам в соответствии с решениями региональных властей.
В самом Госкомрыболовстве «Газете.Ru» сообщили, что никаких официальных поручений пока не получали, однако в том, что такие бумаги поступят, сомневаться не приходится. Прибывший в Москву Сергей Дарькин проследит. А после того как все бумаги будут подписаны, Евгения Наздратенко можно будет, в принципе, и вернуть – изменить что-либо в этом году он уже не сможет.
Только такой расклад не очень-то нужен самому Наздратенко, не говоря уже о тех, кто так удачно, хотя и временно, его сместил. Отставка Наздратенко, по неофициальной информации, предрешена и по другим причинам. Как объяснил информированный источник, после того как давно многим надоевшего самоуправного губернатора Наздратенко «уговорили» уйти, возникла ситуация, когда ему нельзя было не предложить в обмен достаточно высокий пост в Москве.
У самого Наздратенко было немало обязательств перед приморским бизнесом, в то же время он был настолько хорошо информирован о связях Приморья и Москвы, что признания обиженного экс-губернатора были не на руку многим влиятельным людям.
Прошло время — новый губернатор Дарькин, что называется, перевел в Приморье все стрелки на себя, а влияние Наздратенко в Москве тем временем упало. Он стал неопасен.