Хотя 2002 год для росийского ТЭКа был довольно удачным, сегодняшняя коллегия Минэнерго, посвященная итогам прошлого и задачам на будущий год, мало напоминала парадное мероприятие. Практически в каждом выступлении всплывал тот или иной межведомственный, межотраслевой или межкорпоративный конфликт.
Тон задал премьер Касьянов, который заявил, что российская экономика не может нормально развиваться без Энергетической стратегии. Этот документ, рассчитанный до 2020 года, Минэнерго вместе с другими ведомствами пишет и дорабатывает уже несколько лет. В мае его должно, наконец, рассмотреть правительство.
Стратегия, по словам премьера, ответит на все важнейшие вопросы развития российского экспорта — формирование топливного баланса (нужно ли повышать долю угля в энергопотреблении, чтобы высвободить ценный для экспорта газ), основные регионы добычи сырья (разрабатывать ли в первую очередь Штокмановское газовое месторождение на шельфе Баренцева моря или залежи Ямала) и главные направления экспорта.
Но некоторые акценты Михаил Касьянов расставил уже в пятницу. В перерыве заседания он изложил журналистам свой взгляд на проблему СРП.
По мнению премьера, «разработка новых месторождений в России должна проводиться на основе национального налогового режима»
Касьянов считает, что соглашения о разделе продукции — не альтернатива национальной налоговой системе, а лишь способ обеспечить разработку месторождений в отдаленных регионах, «с суровыми и сложными природными условиями», таких, например, как Арктика.
Премьер даже допустил, что уже заключенные СРП могут быть переведены на условия российской налоговой системы, если анализ покажет, что это выгодно для государства и приемлемо для инвесторов.
$$$$$$
При этом речь не идет о намерениях. Касьянов сообщил, что сейчас в правительстве изучают несколько докладов, как от ведомств, так и от частных компаний и на этой основе скоро будут подготовлены соответствующие поправки в закон об СРП.
Такой скептицизм в отношении перспектив СРП выражен на столь высоком уровне, пожалуй, впервые. Касьянов словно бы ответил на вопросы, прозвучавшие в выступлениях участников коллегии.
Сначала министр энергетики Игорь Юсуфов заявил, что отдача даже от трех реально работающих проектов СРП («Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинское месторождение) далека от той, которая могла бы быть. Затем глава ЮКОСа Михаил Ходорковский подчеркнул, что и за двадцать лет действия СРП (то есть и после окончания льготного налогового периода) доходы государства будут намного меньше, чем от месторождений, которые разрабатывают по российским правилам.
Возможно, присоединиться к числу критиков нынешней формы СРП, Касьянова подтолкнула недавняя сделка между BP и ТНК. Покупка международным нефтяным гигантом половины российской компании показала, что миллиардные западные инвестиции в российский нефтяной бизнес могут прийти и без всяких СРП.
Зато Касьянов подтвердил свою консервативную позицию по поводу строительства частных трубопроводов.
Премьер по-прежнему считает, что «труба» должна быть в руках государства. Сейчас, напомним, между собой конкурируют различные маршруты экспорта — на западе Балтийская трубопроводная система и задуманный группой компаний трубопровод на Мурманск, с прицелом на рынки США, а на востоке — нефтепроводы «Ангарск--Дацин» и «Ангарск--Находка». Правда, глава компании «Транснефть» Семен Вайншток сказал, что возможности роста российской добычи таковы, что, даже вступи в силу все эти маршруты, экспортные трубы все равно будут заполнены.
Правда, позже Касьянов выразил сомнение в целесообразности безоглядного роста добычи. И так ее объемы растут темпами, опережающими любые прогнозы. «Недостатка в нефти нет, внутренние потребности удовлетворены полностью», — констатировал премьер и вновь напомнил о том, что все вопросы должны быть решены в рамках Энергетической стратегии.
Правда, еще до этого могут быть внесены некоторые изменения в систему государственного регулирования нефтяного экспорта.
Касьянов дал понять, что не вполне доволен деятельностью комиссии правительства по доступу к магистральным трубопроводам, которую возглавляет вице-премьер Виктор Христенко.
Премьер потребовал, чтобы принцип равного доступа к трубе действовал бы автоматически, без «долгих рассуждений» членов комиссии. Игорь Юсуфов тут же воспользовался случаем и повторил свое старое предложение о передаче его ведомству большей части полномочий комиссии.
А вот газовую отрасль быстрые перемены явно не ждут. Государство не поддержит никаких планов по расчленению и разделению «Газпрома», заявил в пятницу Владимир Путин, выступая на торжественном вечере по случаю 10-летия газового концерна в Кремлевском дворце. Президент отметил, что государство «крайне осторожно подходит к реформированию газовой сферы».
Теперь правительству предстоит внести коррективы в прежние планы реформы газовой отрасли, и уже ясно, что заседание правительства по проблемам реформы в феврале, как ранее было обещано, не состоится. В пятницу Михаил Касьянов выразил сомнение в том, что и предварительное совещание под его руководством успеет пройти до весны. «Я сужу по своему рабочему графику», — объяснил премьер, но пообещал, что уже в начале марта совещание точно проведет.