Появление «НьюКо» — начало одного из самых крупных переделов сфер влияния на нефтегазовом рынке России. Еще не начав работу, компания вытеснила из «большой тройки» российского нефтяного бизнеса «Сургутнефтегаз», и приблизилась к лидерам – ЮКОСу и «ЛУКойлу». Догнать их в ближайшие годы «НьюКо» вряд ли удастся, но основатели компании собираются сделать максимум возможного.
«Все, что было в планах развития ТНК, сохраняется в полном объеме. Кроме того, перед новой компанией открываются возможности экспансии на территории других государств, в том числе и тех, где российские нефтяные компании сейчас встречают не слишком дружелюбно. Мы уверены, что в этой области сможем совершить серьезный прорыв», — заявил сегодня глава «Альфа-Групп» Михаил Фридман. Действительно, авторитет British Petroleum в мире очень высок, а, значит, и экспансия, допустим, в страны Восточной Европы пойдет легче, чем у того же «ЛУКойла» в одиночку.
BP, в свою очередь, обещает «НьюКо» всяческую поддержку.
«Новая компания будет занимать ключевое место в портфеле BP. С течением времени эта компания станет главным и единственным инвестиционным проектом в России, и дальнейшие инвестиционные проекты мы будем развивать уже через нее», — отметил вице-президент BP Group Роберт Дадли.
В объединенную компанию войдут нефтяные активы Альфа-Групп и Access/Renova (ААР) и российские проекты BP. Под ее контроль перейдут месторождения, НПЗ и сбытовые сети ТНК и СИДАНКО, контрольный пакет акций «РУСИА Петролеум» с Ковыктинским газовым и Верхнечонским нефтяным месторождениями, доля BP в дальневосточном шельфовом проекте «Сахалин-5» (49%), компания «ТНК-Сахалин», владеющая правом разработки Лопуховского блока месторождений на сахалинском шельфе, принадлежащий ТНК пакет акций газодобывающей компании «Роспан» (49%), а также около 40 АЗС BP в Москве и Московской области.
Объем доказанных запасов «НьюКо» составит 9,488 млрд баррелей (по методике подсчета BP – 5,2 млрд). Ежедневный объем добычи – 1,21 млн баррелей, совокупная мощность НПЗ – 1 млн баррелей в день. Сеть АЗС на территории России и Украины – свыше 2100 штук.
Совет директоров «НьюКо» будет состоять из 10 членов – по 5 от ААР и BP. Топ-менеджеры компании будут утверждаться советом директоров, причем у каждой стороны будет право отвести представленную кандидатуру. Это касается и высших руководителей компании. Предлагать кандидатуру председателя совета директоров будет ААР, а CEO компании – BP. При этом обе стороны намерены воздержаться от делегирования в высшие руководящие органы «НьюКо» своих работников, ибо это, по словам Михаила Фридмана, «подрывает принципы независимости компании от акционеров».
Так как взнос российской стороны в капитал «НьюКо», акции которой делятся строго поровну, выглядит более внушительным, BP придется доплатить. Сначала $3 млрд «живыми деньгами», а в течение трех последующих лет — передавать ААР собственные акции на $1,25 млрд ежегодно. Акции будут дополнительно эмитироваться и оцениваться по рыночной цене, и, если их нынешняя цена не слишком изменится, то к 2006 году ААР получит около 2% голосующих акций BP.
Общая сумма сделки составит $6,75 млрд. Могло быть и больше, но, по словам Фридмана, при определении цены были учтены имеющиеся у ТНК долги — около $3 млрд. Расплачиваться по ним будет уже объединенная компания.
Впрочем, общим у союзников будет не все, кое-что каждый из них оставил пока за собой. У BP –это доля в компании LucArco, 14,25% акций КТК и некоторые сбытовые подразделения действующие в России, а у ААР – активы и обязательства «Славнефти», купленные ТНК на паях с «Сибнефтью». Последней, судя по всему, они и отойдут.
Если до сих пор и ТНК, и «Сибнефть» желали раздела «Славнефти» исключительно на своих условиях, то теперь ТНК придется уступить. Напомним, что в октябре 2002 года «Сибнефть» согласилась обменять принадлежащие ей 38% акций «Оренбургнефти» на 8,6% акций TNK International и место в совете директоров компании. Сделка пока не завершена, и все 100% акций TNK International принадлежат сейчас (через компанию TNK Industrial Holdings) ААР.
Однако «Сибнефть» имеет полное право потребовать исполнения условий соглашения, и тогда ААР может потерять паритет с BP в «НьюКо». Расплачиваться с «Сибнефтью» ей придется из своих 50% акций, после чего ААР превратится в миноритария «НьюКо». Такая перспектива Михаила Фридмана, не устраивает.
«'Сибнефть' не является миноритарием TNK International… «Сибнефть» не является и не будет являться акционером альянса BP, 'Альфа-Групп' и Access/Renova. Мы найдем взаимоприемлемое решение, как уже не раз находили его раньше», — заявил Фридман.
Вот наиболее вероятным выходом и представляется отказ «Сибнефти» от акций TNK International и «НьюКо» в обмен на согласие ТНК разделить «Славнефть» на условиях «Сибнефти». На деле это будет означать, что «Славнефть» попросту вольется в «Сибнефть», а ААР получат достаточно крупный, но не способный серьезно влиять на расклад сил пакет акций объединенной компании «Сибнефть-Славнефть». Впоследствии этот пакет, вполне вероятно, будет передан той же «НьюКо».
Зато, решив проблему с «Сибнефтью», ААР получит возможность на равных с BP управлять третьей по величине нефтегазовой компанией России. BP получит возможность расширить свои операции в России, а в перспективе — шанс вытеснить Exxon Mobil со второго места в мировой нефтяной табели о рангах.