Ловить Стивена Спилберга – дело бесполезное. Он всегда уходит от погони, которую ведут за ним время, тяжелеющий статус классика и сомнительная слава величайшего жулика. Пообещав некоторое время назад, что будет теперь снимать кино, какое ему вздумается, он опять натянул всему миру нос, сделав «Поймай меня, если сможешь» (Catch me if you can), с приглашением на главную роль Леонардо Ди Каприо.
Вернувшись после долгого отсутствия, Ди Каприо сыграл знаменитого мошенника Фрэнка Эбигнейла, терроризировавшего экономику США сорок лет назад. О своих приключениях на ниве нарушения закона Эбигнейл выпустил книгу, которая и стала основой для фильма.
После того как его семья стала объектом атаки налогового ведомства, раздраженного махинациями его отца, хороший мальчик Фрэнк Эбигнейл-младший обнаружил, что внезапно стал бедным. Возмущенный несправедливостью, он поклялся вернуть все, что потеряла его семья. И вернул.
Благодаря таланту к перевоплощению, врожденному умению подделывать чеки, а так же подделке паспорта, прибавившей ему десять лет, Эбигней в возрасте шестнадцати лет первым делом свел с ума авиакомпанию. Притворяясь пилотом, он бесплатно путешествовал по всей стране, обналичивая фальшивые чеки. Когда это стало слишком опасным, Эбигнейл изготовил себе фальшивый диплом и стал заведующим отделением в больнице. Потом он был фальшивым юристом в крупной адвокатской конторе. А потом его поймали, но это стало не столько концом его карьеры, сколько началом нового, довольно неожиданного поворота в ней.
Том Хэнкс сыграл агента ФБР, преследующего Эбигнейла по всему миру. В этой роли он похож на странную смесь неловкого Форреста Гампа и сурового гангстера из «Проклятого пути». Одновременно забавный и жутковатый, Хэнкс – это почти человек без лица, обладающий одновременно яркой индивидуальностью кошмара под названием «закон». Это тот самый человек, который где-то читает ваше дело, попивая чай и поправляя очки. Персонаж вполне кафкианский, скатывающийся по воле Спилберга в комиксовую клоунаду, не теряя при этом своей устрашающей тональности.
В сущности, это и есть Кафка – только на новый лад. В Замке под названием «корпоративная Америка» есть только два человека, которые понимают, что происходит – это Эбигнейл и преследующий его агент. Есть правила игры и иллюзия под названием «правила жизни», управляемая законами грандиозного театрального абсурда. Фрэнк Эбигнейл, мальчик — солнечный зайчик, не столько вор, сколько зеркало, в которое так приятно смотреться банковским кассирам и стюардессам.
Ди Каприо эта роль подходит даже слишком. Безупречно исполняя все, что от него требуется, он оказался не способен на малейшую неожиданность. Текучий и обаятельный, он, как и положено мошеннику, запоминается скорее летной формой или халатом врача, нежели актерским исполнением. Впрочем, такова судьба всех жуликов.
В свою очередь, Спилберг, уставший от мрачных футуристических пространств «Искусственного разума» и «Особого мнения», пустился в авантюру экранизации книги с ощутимым облегчением. Довольно условный и декоративный фильм — во многом легкомысленный путеводитель по эстетике начала шестидесятых. Спилберг оторвался от привычного большого стиля и сделал не оперу, как обычно, а небольшой танцевальный этюд, довольно динамичный и ироничный. Это Стивен Спилберг времен «Индианы Джонса», веселый бес кино, любящий натянуть нос всему свету, как и его Фрэнк Эбигнейл. Больше всего «Поймай меня, если сможешь» напоминает рекламу «Мартини» — не случайно в фильме появляется Джеймс Бонд. Это хорошее настроение в чистом виде, удивительно необязательная вещь – вроде изящной запонки на строгом костюме спилберговского кино.
Он опять убежал, и с чем этот жулик вернется в следующий раз – теперь не знает никто. Умиленно помахать ему вслед можно с 10 февраля практически во всех кинотеатрах.