ЦЭФИР работает при содействии Всемирного банка и финансовой поддержке Агентства США по международному развитию. По заказу Минэкономразвития он проводит «Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России», исследование, которое замминистра экономического развития Аркадий Дворкович назвал «самым объективным на эту тему».
Весной и осенью прошлого года центр опрашивал около 2 тыс. малых предпринимателей в 20 регионах. Центр задает вопросы об издержках, которые несут фирмы из-за проверок и в процессе лицензирования, сертифицирования, регистрации, оценивает общий деловой климат и проблемы при вхождении на рынок.
Первый раунд показал, что ситуация в малом бизнесе далека от благоприятной, зато на втором этапе обнаружились заметные подвижки, по крайней мере в том, что касается проверок и лицензирования.
Дело в законах, которые вступили в силу накануне второго опроса. Например, по новому закону о проверках, плановые инспекции могут проводиться не чаще, чем раз в два года, а процедура внеплановых проверок, хотя число их не ограничено, усложнена. В результате число проверок снизилось в среднем на 27%, и предприятия экономят время и деньги. Зверствуют по-прежнему только органы внутренних дел, им процедурная волокита не мешает, и половина «визитов» — неплановые.
Что касается лицензирования, то жить малым предприятиям стало легче после введения соответствующего закона в феврале прошлого года, который сократил перечень лицензируемых видов деятельности, существенно снизил лицензионный сбор, продлил срок действия лицензий и сократил время их получения.
С регистрацией и сертификацией малых предприятий дело обстоит пока не очень хорошо. Дело в том, что исследования проводились до того, как соответствующие законы начали действовать, поэтому оценить их эффективность пока не удалось.
На обязательную перерегистрацию, необходимую для составления нового реестра юридических лиц, малые предприниматели не жаловались и признавались, что необходимость заявить о своем существовании до 1 января 2003 года не отняла у них много усилий.
Зато, по свидетельству руководителей малых предприятий, увеличилась налоговая нагрузка.
Особенно это касается фирм, не использующих упрощенную систему налогообложения, а таких 73%. Применение этой системы позволяет сократить число налогов, но малый бизнес предпочитает работать по стандартной схеме.
В исследовании также отмечается, что между раундами весьма улучшился деловой климат. Малых предпринимателей все в меньшей степени беспокоят высокие налоги, макроэкономическая нестабильность, государственное давление, коррупция и криминал. Впервые первой головной болью бизнесменов стала конкуренция, да еще честная.
В общем, результаты исследования внушают оптимизм. Издержки малых предприятий от барьеров, которые создает государство, в целом снижаются.
Причем положительные изменения, подчеркивает ЦЭФИР, вызваны не просто общим настроением предпринимателей, которое зависит от политических и макроэкономических факторов, а именно реформами.
Ведь ситуация улучшилась в тех пунктах, где соответствующие законы уже начали действовать.
«Разговоры вроде тех, что с Россией ничего не поделаешь, такая страна – такая специфика, ничего не стоят, — говорит главный экономист московского представительства Всемирного банка Кристоф Рюль. — В России реформы работают так же, как в любой другой стране». По его мнению, одной из главных проблем в России остается привилегированное положение крупных предприятий, из-за которых доступ на рынок новых затруднен. При этом исследование показало, что чем больше в регионе предприятий, тем быстрее действуют реформы.
Минэкономразвития, со своей стороны, заявило, что «у бизнеса и даже некоторых контрольных органов есть понимание, что можно жить и по-другому», и пообещало «глубже разобраться с выводами, посмотреть, что за ними стоит» и продолжать двигаться в том же, правильном, направлении. Следующий раунд исследования будет проведен этой весной.