Подробное досье на все три организации в США отвез лично помощник президента России Сергей Ястржембский. Домой он вернулся с радостной вестью о том, что Вашингтон вот-вот признает чеченских боевиков международными террористами и обновит свой знаменитый «черный список», почетные места в котором занимают «Аль-Каида» (организация запрещена в России) Усамы бен Ладена и самые кровавые палестинские группировки вроде «Исламского джихада» (организация запрещена в России), «Хезболлаха» и ХАМАС.
В том, что чеченский батальон шахидов «Риядус-Салихин», Конгресс народов Ичкерии и Дагестана (организация запрещена в России), а также главный орган управления басаевским крылом сепаратистов так называемая Высшая военная маджлисуль шура вполне могут сравниться с ними, Ястржембский убеждал сразу нескольких американских чиновников.
Самым высокопоставленным из них была советник Джордж Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс. Помощника российского президента выслушали также руководитель управления Белого дома по стратегическим коммуникациям Такер Эскью, представители администрации Буша, некоторые сенаторы и члены Национального клуба печати в Вашингтоне. Жестокость Басаева была показана им на примерах. В подкрепление своим словам Ястржембский открыл в Российском культурном центре, который тоже находится в столице США, фотовыставку из ста экспонатов с названием, которое позволит американцам но-новому взглянуть на чеченскую проблему: «Борьба с международным терроризмом в Чечне: трудная дорога к миру». «Надеюсь, что администрация президента США закончит изучение вопроса о пополнении списка террористических организаций тремя организациями, которые непосредственно действуют на территории Чечни и являются наиболее одиозными и активными террористическими чеченскими организациями», — сказал Ястржембский на открытии выставки.
Хотя Аслана Масхадова в Америке продолжают считать главой партизанского движение, признание Шамиля Басаева террористом можно будет считать победой.
Правда, небольшой. Если полевой командир попадет в «черный список» оперативно, то в этом будет виноват не столько он сам, сколько намечающаяся война в Ираке, в преддверии которой Вашингтон хочет задобрить возможных противников операции, а Россия в их число входит. И в любом случае включением Басаева в список американцы осудят даже не его поход на Дагестан и нападение на Буденновск, а только захват «Норд-Оста», за который террорист сам взял на себя ответственность. Именно после событий на Дубровке Госдеп впервые заявил, что может признать действия чеченских боевиков террором. Закрытие еще до этого малоизвестных благотворительных фондов Benevolence и Global Relief Foundation, о котором с удовольствием напомнил Ястржембский, не было частью сознательно проведенной кампании, скорее они просто попали под горячую руку. Их счета, с которых совершались переводы в том числе и на Северный Кавказ, были заблокированы вскоре после 11 сентября.
Но главное, что от пополнения американского «черного списка» чеченцами будет только пропагандистский эффект и совсем никакой пользы вроде того же замораживания счетов в банках.
В разное время все три организации создал и возглавил Басаев, но сейчас он считается руководителем только одной из них – батальона шахидов «Риядус-Салихин», который во главе с Мовсаром Бараевым взял в заложники зрителей «Норд-Оста» и в полном составе был перебит во время штурма. Правда, уже 1 ноября Басаев пообещал его возродить, приняв на себя командование, и даже отказался от поста эмира Высшей военной маджлисуль шуры. Впрочем, его заявление больше напоминало пропаганду и попытку выгородить Аслана Масхадова, чью причастность к захвату «Норд-Оста» спецслужбам доказать так и не удалось.
Что касается самой шуры, то вряд ли ее можно считать террористической организацией в традиционном смысле. В 1999 году Басаев назвал так совет своих боевиков в противовес той шуре, которая была у Масхадова. Военным крылом басаевской маджлисуль шуры командовал Хаттаб. О Конгрессе народов Ичкерии и Дагестана, который тоже может попасть в «черный список», уже несколько лет не слышно вообще ничего. Он был создан Басаевым и Удуговым за несколько месяцев до похода 1999 года на Дагестан как военизированное и оппозиционное Масхадову движение, которое боролось за единство вайнахских народов, настаивая на завоевании соседней с Чечней республики. Судя по тому, что во время второй кампании название уже не всплывало, после дагестанского похода Басаев то ли благополучно упразднил Конгресс за ненадобностью, то ли просто про него забыл.