Сначала премьер обрадовал геологоразведчиков — на встрече с работниками предприятия «Арктикморнефтегазразведка» он объявил, что в ближайшее время бюджетное финансирование разведки запасов арктического шельфа будет увеличено. «Из наработок, сделанных мурманским предприятием, уже сегодня очевидно, что Западная Арктика — очень перспективный нефтегазоносный район», — заявил Касьянов.
Надо отметить, что в последнее время многие представители власти, начиная с президента, упрекали крупные добывающие компании в том, что они не вкладывают достаточно средств в поиск новых запасов. К тому же с 2002 года отменен налог на восстановление минерально-сырьевой базы, который шел в региональные бюджеты специально на разведку недр.
Касьянов фактически пообещал исправить ситуацию. Тем более что в ближайшие месяцы правительство собирается определить стратегию развития нефтегазовых месторождений Западной Арктики и Западной Сибири, где расположены основные запасы российской нефти на долгосрочную перспективу, и работающая система геологоразведки ему очень нужна. В рамках стратегии правительством будет принято и решение об оптимальной схеме экспорта российской нефти. Для этого чиновники собираются сравнить два существующих транспортных проекта — строительства нефтепровода Западная Сибирь — Мурманск и расширения Балтийской трубопроводной системы.
О том, какой путь российское государство сочтет основным, можно догадываться по другому заявлению Михаила Касьянова, которое может огорчить крупные российские нефтяные компании.
Касьянов подчеркнул, что все нефте- и газопроводы, которые строятся или будут построены в России, останутся в государственной собственности.
Слова премьера напрямую касаются проекта строительства нефтепровода Западная Сибирь — Мурманск, о котором в ноябре 2002 года объявили крупнейшие российские нефтяные компании — ЮКОС, ТНК, «ЛУКойл» и «Сибнефть».
Заявление Михаила Касьянова идет вразрез с планами четырех крупнейших нефтяных компаний России, подписавших 27 ноября 2002 года меморандум о начале подготовки к строительству нефтепровода, способного ежегодно доставлять от месторождений Западной Сибири до экспортного терминала в Мурманске 60 млн тонн нефти.
По заявлениям руководителей ЮКОСа, «ЛУКойла», ТНК и «Сибнефти», реализовать этот проект общей стоимостью в $3,5–4,5, млрд предполагалось исключительно за счет средств самих компаний, а также привлеченных ими инвестиций. Ни копейки из бюджета или средств госкомпаний. Даже принадлежащую государству «Транснефть», единственную в России компанию, имеющую опыт эксплуатации и постройки магистральных трубопроводов, участники консорциума намеревались привлечь исключительно в качестве оператора проекта.
А вот для государства строительство частного нефтепровода обещало стать очень выгодным. Только налоговые поступления в бюджет России, а также Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, по территории которых должна пройти Мурманская трубопроводная система, должны составить, как ожидается, около $9,2 млрд. По предварительным расчетам, налоговые поступления от проекта смогут увеличить доходы региональных бюджетов примерно на 20%. Не считая создания тысяч новых рабочих мест и обеспечения заказами промышленных предприятий России — стоимость труб и различного оборудования для транспортной системы оценивается примерно в $1,1 млрд.
Взамен участники консорциума просили у государства лишь помощи в выделении земель для прокладки трубопровода и предоставления права самостоятельно устанавливать тарифы на прокачку нефти и регулировать доступ к собственной «трубе». Однако похоже, что именно этих прав, в настоящее время монопольно закрепленных за «Транснефтью», государство уступать частникам не намерено. Касьянов предложил нефтяникам иную схему сотрудничества государства и частного бизнеса в деле развития трубопроводной сети.
Премьер считает, что государственная собственность на нефтепроводы и частные инвестиции в их строительство вполне совместимы. Затраты, которые понесут компании-инвесторы, будут им компенсированы низким (или даже нулевым) тарифом за прокачку нефти через государственный нефтепровод.
Неизвестно, правда, за чей счет в таком случае будет строиться Мурманская трубопроводная система — ведь о готовности государства вложить в ее создание необходимые $3,5–4,5 млрд Михаил Касьянов ничего не сказал. А желающие выкладывать из своего кармана столь крупные суммы в обмен на предоставление в будущем льгот при формировании тарифов на прокачку нефти вряд ли найдутся.
Туманным представляется в этой связи и будущее нефтепровода Ангарск – Дацин, который уже к 2005 году планировали построить ЮКОС и Китайская национальная нефтяная компания (КННК). Строительство этого трубопровода мощностью в 30 млн тонн в год и стоимостью в $1,7 млрд также предполагалось вести за счет инвестиций самих компаний.
В результате инвестиционная привлекательность обоих проектов может заметно снизиться. А вот в случае с БТС таких проблем у государства не будет. Балтийский трубопровод — полностью государственный, и других претендентов на контроль за ним нет.
Сами нефтяники со своей реакцией на заявление главы правительства пока не выступили — в ведущих нефтяных компаниях еще не закончилось новогоднее затишье.