На подписание документа в здании «Александр-Хаус» собирались около получаса. Запаздывал руководитель Национальной
ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев — решили начать без него. Не смогла подъехать директор «Медиакомитета» Ольга Ермолаева, не пришел и глава Счетной палаты Сергей Степашин, по совместительству президентствующий в Российском книжном союзе. Вместо президента Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) Владимира Евстафьева пришел вице-президент — глава группы компаний «Видео Интернешнл» Юрий Заполь.
Заседание открыла вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская. Она напомнила, что в Совет ассоциации медийной индустрии входят 12 организаций, и в ней представлена вся цепочка — от создания рекламного ролика или сообщения до его распространения.
Перед подписанием кодекса руководитель Общественного совета по рекламе в Санкт-Петербурге Сергей Филатов объяснил, зачем это нужно. «Самое главное в рекламе — это саморегулирование», — сказал он, подчеркнув, что когда крупнейшие игроки подписывают подобные документы, это приобретает «большой смысл».
Эдуард Сагалаев отметил, что его «опыт работы на телевидении доказывает, что, если договорятся рекламное агентство, рекламодатель и вещатель, это — сильнее любого закона».
Сагалаев добавил, что после подписания никто не собирается никого наказывать, но при наличии джентльменских
договоренностей таких серьезных людей вряд ли кто-то станет нарушать правила, установленные ими самими.
Юрий Заполь начал с заявления, что «самые серьезные враги индустрии — ее участники, нарушающие этические нормы». По мнению Заполя, любое явное нарушение «стимулирует политических оппонентов на принятие популистских действий, которые мгновенно сказываются на емкости рекламного рынка». Следующим звеном, страдающим от этого, становятся СМИ, недополучающие от рекламы и, как следствие, становящиеся более зависимыми.
Отвечая на просьбу проиллюстрировать конкретным примером, как будет действовать Рекламный кодекс, Заполь напомнил историю с поправками в закон «О рекламе», связанными с ограничениями на рекламу пива: «Вся эта история началась с одного-двух роликов».
Кодекс, по словам Заполя, поможет взаимодействию органов власти и индустрии и сможет упредить выпады законодателей. Добровольно приняв на себя ограничения, индустрия сможет на равных говорить с властью.
«Мы не будем искать лазеек в законе «О рекламе», — пообещал Заполь, — мы выработали свои этические принципы, которые не собираемся нарушать».
Кодекс, разработанный экспертной группой во главе с бывшим исполнительным директором Рекламного совета России Дмитрием Бадаловым на основе Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты, подписали. Выйдя к журналистам, руководитель «МедиаСоюза» Александр Любиомов отметил, что «кодекс делали очень профессиональные люди». Ну а поскольку эти люди представляют значительную часть рынка и они посчитали, что такой документ в состоянии регулировать отрасль, то это будет работать.
Отвечая на вопрос «Газеты.Ru» о том, что подписание значит для рынка, Дмитрий Бадалов отметил, что «основные участники рекламных отношений совершенно ясно выказывают свое желание участвовать во всех процессах регулирования этого рынка, как законодательного, так и экономического». По мнению Бадалова, это показывает, что «участники достаточно зрелые, а объемы рынка таковы, что он в состоянии структурироваться». Он согласился с Заполем в том, что «всему рекламному сообществу это даст опережающими какими-то действиями упреждать негативные реакции со стороны исполнительной власти».
Бадалов пока не знает, как будут разрешаться конфликтные ситуации в случае нарушения кодекса. По его словам, этот вопрос будет обсуждаться в следующем году.
В том, что за рамками осталась очень важная часть — практическая, применительная, соглашается и вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская. Кто-то спросил ее, будут ли за нарушения кодекса судить или только увольнять, на что она ответила, что «увольнять с работы никто из общественных организаций не имеет права,.. но в рамках собственной компании это возможно».
Характеризуя документ, Зелинская отметила, что «это внутренний, выстраданный рынком документ». Она пообещала, что, перед тем как в феврале следующего года Совет будет созывать общественные рекламные организации из регионов, он проведет ряд консультаций о практике применения кодекса.