Оснований для того, чтобы снова откладывать рассмотрение энергореформы, вроде бы не было — пакет поправок ко второму чтению уже давно согласован. Однако такой же была ситуация и в начале прошлой недели, когда центристы неожиданно настояли на переносе уже поставленных в повестку работы палаты на 18 декабря законопроектов.
В четверг Дума выполнила условие центристов — особенно «Народного депутата» и ОВР — приняла поправки в закон о госрегулировании тарифов, которые закрепляют возможность повышать тарифы на электроэнергию только раз в год, причем эта величина закрепляется в бюджете. Однако и Геннадий Райков, и Вячеслав Володин — лидеры настаивавших на переносе фракций — остались недовольны и этим решением. Депутатов, по их словам, насторожило отрицательное отношение к принятой поправке со стороны представителя правительства в Думе Андрея Логинова — появилась вероятность, что решение так и не вступит в силу.
Таким образом расклад думских сил вокруг энергореформы сложился неопределенный — есть принципиальные противники разработанной менеджментом РАО концепции реформы электроэнергетики — это «Яблоко» и КПРФ, которые считают, что реформу можно проводить без повышения тарифов для населения. Есть в палате и менее устойчивые оппоненты энергохолдинга, такие как «[Народный депутат» и ОВР, которые на протяжении осенней сессии неоднократно меняли свое отношение к законодательному энергопакету. Есть самая прокремлевская фракция «Единство», у которой вообще нет четкой позиции — рассматривать законы сейчас или переносить их на весну. Теперь все зависит от Кремля, который регулярно «подсказывает» центристам нужное решение.
Однако как относится к реформе сам Кремль не вполне ясно.
С одной стороны, одним из наиболее резких (даже по сравнению с коммунистами) критиков команды Чубайса в РАО, является советник президента Андрей Илларионов, который не устает обвинять ее в резком ухудшении основных экономических показателей компании.
С другой — сам президент во время общения с народом в минувший четверг успокаивал пенсионера из Красноярского края, который опасался, что с энергореформой «по Чубайсу» получится «так же, как с ваучерами». Владимир Путин фактически повторил главный аргумент главы РАО о том, что реформа нужна для привлечения частных инвестиций в обновление энергетики. Он даже оказался в курсе такой специфической проблемы энергетиков, как ликвидация перекрестного субсидирования, при котором население получает дешевую электроэнергию за счет промышленных предприятий, которые платят дороже. Президент, как и нынешнее руководство РАО, считает, что это неправильно и должно быть поэтапно отменено.
Правда, при всем этом Путин похвалил депутатов за «тщательность» и «основательность», с которой они подходят к рассмотрению всех аспектов реформы
Так что решение Совета Думы отложить весь пакет законопроектов на весеннюю сессию отражает прежде всего восприятие депутатами установок президента. В пользу новой отсрочки говорит и чисто политическая логика — отложив рассмотрение, депутаты смогут сказать, что они не против реформы, просто хотят еще раз взвесить все «за» и «против».
Заодно, исключив возможность рассмотрения законопроектов 24 или 25 декабря (вопрос начнут рассматривать не ранее 22 января), депутаты дали понять, что лоббистские возможности Анатолия Чубайса не безграничны. В одном из последних своих выступлений, председатель правления РАО сказал, что если второе чтение законопроектов не состоится в ближайшие дни, вся экономика страны может быть «остановлена». Теперь ему придется доказывать обратное.
Сегодняшнее решение Думы наверняка отразится и на текущих котировках акций РАО ЕЭС. Другой вопрос — как. Андрей Илларионов, например, считает, что каждое событие, приближающее реформу в ее нынешнем варианте, воспринимается инвесторами негативно и приводит к падению акций компании. Сам Анатолий Чубайс, напротив, заявляет, что к падению приводят задержки с реформой. Сегодняшняя реакция рынка отчасти прояснит этот вопрос.
Хотя важнее, конечно, не эти конъюнктурные моменты, а содержание самих законопроектов, но этот вопрос все меньше волнует депутатов, да и общество в целом.