Подготовленный правительством проект закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» депутатами Госдумы в первом чтении был принят еще 27 июня 2002 года. Речь в этом законопроекте идет о налогообложении добычи полезных ископаемых вообще и нефти в частности на месторождениях, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции.
Однако сомнения в целесообразности законопроекта еще остались.
Не случайно второе чтение, запланированное изначально на вторую половину октября, было затем перенесено на 18 декабря, то есть почти на два месяца. Да и эта дата, по словам члена думского комитета по бюджету и налогам Андрея Мельникова («Яблоко»), еще не окончательная. В случае, если комитету не удастся уже в ближайшие дни завершить рассмотрение поправок, внесенных в законопроект после его принятия в первом чтении, его вынос на пленарное заседание вновь может быть отложен.
В результате ввести в действие посвященную налогообложению СРП главу Налогового кодекса с 1 января 2003 года, как это предполагалось ранее, уже точно не удастся. В соответствии с законом она сможет вступить в силу не ранее чем через месяц после официального опубликования, то есть самое ранее с февраля. Ведь после второго чтения в Госдуме будет еще и третье, а затем для того, чтобы стать законом, проекту предстоит еще заслужить одобрение Совета федерации и президента.
Однако задержка с принятием законопроекта объяснима.
Между тем опыт уже действующих в России СРП – «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьяга» — убедительно доказывает, что режим СРП в России рассматривается его участниками прежде всего как механизм снижения налоговой нагрузки, а не как условие получения из-за границы дефицитных технологий или производственного опыта, благо и того и другого хватает и у российских компаний.
Весь смысл введения в России режима СРП заключается в сокращении числа уплачиваемых налогов и обязательных платежей, введении льгот по уплате налога на имущество предприятий, налога с владельцев транспортных средств, акцизов, таможенных пошлин, установлении особенностей определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также замене уплаты отдельных налогов и таможенных платежей «живыми» деньгами на платежи натурой.
Все эти льготы вынесенный на второе чтение законопроект в полной мере сохраняет.
Более того, именно наличие налоговых льгот и, соответственно, сокращение поступлений в казну сторонники СРП в Госдуме считают одним из главных преимуществ не только для компаний, но и для самого государства. По словам Андрея Мельникова, сокращение доходов является делом временным и в будущем нынешние потери казны окупятся.
Введение «закрытого списка» налогов, которые могут взиматься с участников СРП вне зависимости от изменений налоговой политики государства на протяжении ближайших 20-30 лет, по мнению Мельникова, позволит привлечь в Россию крупных инвесторов. А опыт, в том числе и негативный, полученный в результате работы первых СРП-проектов, даст федеральной казне и региональным бюджетам возможность в будущем получать большие суммы.
Как бы то ни было, сейчас, когда государственный бюджет в преддверии пика выплат по внешним долгам остро нуждается в дополнительных доходах, пользующиеся многочисленными налоговыми льготами иностранные компании, на условиях СРП разрабатывающие, к примеру, Пильтун-Астохское месторождение у берегов Сахалина, вносят в российскую казну меньше многих работающих по обычным лицензиям российских нефтяных компаний.
Кроме того, они столь активно пользуются своим правом возмещать за счет добываемой на сахалинском шельфе нефти свои расходы, что, по словам зампреда комиссии по экономической политике Сахалинской облдумы Анатолия Черного, сколько-нибудь серьезных доходов от проекта «Сахалин-2» Россия может вообще не дождаться, так как всех запасов Пильтун-Астохского может не хватить даже для расчетов с инвесторами.
Кстати, против того, что аппетиты участников новых СРП в этой сфере стоит слегка урезать, не возражают и сторонники льготного налогового режима. После вступления в силу главы 24.2 Налогового кодекса, какие именно расходы операторов СРП-проектов попадают в категорию возмещаемых, будет определяться законом, и число их будет сокращаться. Скажем, амортизация оборудования возмещаться уже не будет.
Про другие, более выгодные для российской экономики условия СРП иностранные компании предпочитают не вспоминать. К примеру, теоретически операторы СРП-проектов должны стремиться к тому, чтобы не менее 70% заказов на поставку оборудования и материалов и оказание услуг размещать на российских предприятиях. На деле же эта цифра колеблется от 25 до 50%.
О необходимости поддержать отечественных производителей много говорят, на рассмотрение Госдумы даже выносили специальное обращение к правительству, однако никаких санкций, способных заставить, скажем, оператора проекта «Сахалин-2» компанию Sakhalin Energy покупать российское, ни действующие СРП, ни законодательство не предусматривают.
Повторим, по условиям СРП операторы проектов должны лишь «стремиться» к размещению 70% заказов в России. Вот они и «стремятся» — и получается только 40%. Не говорится о санкциях и в новом законопроекте, а значит, о вышеуказанных 70% можно забыть, а работой российские СРП по-прежнему будут обеспечивать заводы США, Японии и Кореи.
Впрочем, по крайней мере, один барьер с пути российских предприятий предлагаемые поправки в Налоговый кодекс должны снять. По действующим в настоящее время правилам иностранные поставщики операторов СРП освобождаются от уплаты НДС, а вот российские заводы должны его платить. В результате, например, поставляемые с российских заводов трубы для буровых на сахалинском шельфе и ведущих от них нефтепроводов оказываются на 14-16% дороже японских, что делает их попросту неконкурентоспособными.
Ранее депутаты «Яблока» предлагали освободить от уплаты НДС и российских поставщиков СРП-проектов, создав для них таким образом равные условия с иностранцами. Однако правительство настояло на том, чтобы уравнять россиян с иностранцами другим способом. В случае принятия Госдумой новой главы Налогового кодекса, специально посвященной системе налогообложения при выполнении СРП, НДС придется платить всем.