Компаниям также предписано увеличить размер предупредительной надписи на пачках о вреде курения. Площадь, отдаваемая под такую надпись, на передней стороне пачки должна быть не меньше 30% от общей площади, на задней – не менее 40%.
По мнению истцов, такие слова в названии сигарет, как lights, могут ввести в заблуждение покупателей и сформировать образ безвредности курения.
В самих табачных компаниях, как сказал «Газете.Ru» сотрудник московского офиса Philip Morris Дмитрий Хрол, такие термины на пачках сигарет, как Ultra Light, Light, Medium и Mild, описывают лишь крепость и вкус сигарет. Они вовсе не показывают, утверждает менеджер, что такие сигареты хоть чем-то безопаснее, чем сигареты с какими-либо другими терминами, или что употребление сигарет с пониженным содержанием смол и никотина поможет вам бросить курить.
В России, кстати, также действует запрет на использование на сигаретных пачках термина «легкие», так как это слово ассоциируется с одноименным человеческим органом. Однако на «Яве» просто стали писать «легкая» или «сверхлегкая», а употребляемый на сигаретах иностранных марок термин Light в России никто и не запрещал — спутать его с Lungs (легкие как орган) практически невозможно.
Нет никаких сомнений, что и западные производители выкрутятся, заменив запрещенные термины на синонимы или термины, взятые из других языков.
Впрочем, давление на табачные компании идет по многим направлениям, так что в целом им сейчас приходится несладко. Министры здравоохранения стран ЕС недавно поддержали закон, запрещающий с 2005 года рекламу табачных изделий на радио, в печатных изданиях и в интернете. Телевизионная реклама уже запрещена.
Кроме того, с осени 2006 года табачные концерны не смогут выступать спонсорами крупных общественных или спортивных мероприятий – например, автомобильных гонок «Формулы-1». А ведь один Гран-при для табачных компаний эквивалентен затратам на прямую рекламу в размере $300–400 млн. Больше всех от «спортивного» запрета, как нетрудно догадаться, пострадают бренды Marlboro и Camel.
Стоит сказать, что не все члены ЕС согласны с принятыми законами. С принципиальными возражениями выступила, например, Германия. В Берлине считают, что данный вопрос вообще не входит в компетенцию Евросоюза, а потому намерены и впредь разрешать публиковать рекламу сигарет тем газетам, которые распространяются только на территории ФРГ.
Подобные законы, по мнению союза немецких издателей газет, ограничивают свободу печати и подрывает экономическую основу СМИ.
Российские законы, касающиеся табачных изделий, сравнимы по строгости с европейскими. Реклама сигарет в печатных изданиях, а также наружная реклама пока еще разрешены, однако российское телевидение и радио для табачных компаний уже недоступны. Кроме того, запрещено использовать в рекламе образы молодых людей, так как считается, что сигареты тогда будут ассоциироваться с красотой и здоровьем.