Как выяснила «Газета.Ru», в материале New York Times о продаже Россией оспы в Ирак, как, возможно, и в данных ЦРУ, на которые ссылались журналисты, есть ряд ошибок. Журналисты написали о том, что директор московского НИИ вирусных препаратов Нелли Мальцева в 1990 году была в Ираке и могла продать там штамм оспы.
Однако, как выяснила «Газета.Ru», Нелли Николаевна Мальцева в 1990 году не возглавляла московский НИИ вирусных препаратов и не имела доступа к штаммам оспы. По словам директора института Виталия Зверева, Нелли Мальцева работала с оспой до конца 70-х. Она была научным сотрудником лаборатории ортолоксвирусов, в число которых входят и вирусы оспы. После того как в 1974 году в СССР оспу полностью победили, эту лабораторию ликвидировали за ненадобностью.
В конце 70-х годов Нелли Мальцеву назначили заведующей лабораторией диагностических микрометодов. С тех пор она изучала вирусы кори, паротита, краснухи, герпеса, цитомегаловирус (это очень просто проследить по ее научным работам).
«Надо было знать этого человека, — сказал «Газете.Ru» директор Виталий Зверев. – Она не могла продать вирус болезни, с которой боролась всю свою молодость. Нелли Мальцева спасала от оспы больных в Иране, Сирии, Египте. В начале 70-х один раз была и в Ираке. В последний раз она выезжала за границу в 1988 году – в Финляндию. Мальцева была лучшим экспертом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Именно эта организация посылала ее лечить людей в страны, где возникала эпидемия оспы. Думаю, что сейчас американцы говорят о том, что Нелли Николаевна продала оспу Ираку только потому, что это единственный специалист по оспе, который умер и не может ничего им ответить. Она умерла два года назад. А причина возникновения сейчас этой темы, конечно же, политическая».
Как разузнала «Газета.Ru», в московском НИИ вирусных препаратов было 120 штаммов оспы. Они хранились в отдельностоящем здании, которое всегда стояло на сигнализации. Периодически условия хранения оспы проверяли инспекторы Всемирной ассамблеи здравоохранения. В 1994 году все 120 штаммов оспы перевезли в поселок Кольцово Новосибирской области, в Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». Сейчас оспа сохранилась лишь в двух местах в мире – здесь и в Центре по контролю за инфекционными заболеваниями США в Атланте.
В «Векторе» главный хранитель оспы – начальник музея штаммов-вирусов Александр Гуськов. Он поклялся «Газете.Ru», что оспа из их центра никогда и никуда не пропадала, поскольку это «невозможно». Она хранится здесь в пробирках. В частности, в виде соскобов с кожи, в виде корочек. Генеральный директор центра «Вектор» Лев Сандахчиев сказал «Газете.Ru», что хранить оспу очень просто – достаточно поставить в холодильник. В лабораторных условиях ею практически никто не заражался. По словам Сандахчиева, ученые пришли к выводу, что оспа может сохранять свою активность до 200 лет.
@
Лев Сандахчиев рассказал «Газете.Ru», что примерно по шесть месяцев в год штаммы оспы находятся у них в работе. Работа ведется сразу несколькими группами по разным направлениям. К примеру, в нынешнем году с оспой работают с октября по июнь. Потом на несколько месяцев работы останавливаются для ремонта всех инженерных систем. Ежегодно условия хранения оспы в «Векторе» проверяют инспекции ВОЗ. В 2002 году проверка состоялась в сентябре – были специалисты по биобезопасности из Великобритании, США, Швеции, Швейцарии. Условия хранения их очень порадовали (главный хранитель российской оспы Александр Гуськов сказал «Газете.Ru», что они, кстати, намного жестче, чем в США). Правда, инспекторы попали в период ремонта и вскоре приедут снова – посмотреть «оспу в работе».
Ученые считают, что политический момент сегодняшних американских публикаций по поводу Ирака очень понятен. Пока ООН не нашла в Ираке ничего, что способствовало бы началу бомбардировок. Вот и появились спекуляции на тему оспы. Кстати, американцы не впервые пугают мир оспой. Они уже не раз поднимали вопрос о том, что нужно опять ввести поголовную вакцинацию от этой болезни и, соответственно, снова начать производство вакцины (это уже не политика, а большой бизнес). Всемирная ассамблея здравоохранения с этим не согласилась.
Как рассказал «Газете.Ru» руководитель кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Московской медицинской академии им.Сеченова, академик РАМН Анатолий Воробьев, продажа оспы Ираку — бред и дезинформация. Штаммы оспы, по его словам, были «в любом уважающей себя лаборатории в большинстве стран, которые занимались противооспенной вакцинацией».
По мнению академика Воробьева, оспа могла остаться в некоторых странах, кроме России и США, поскольку не все страны подписали конвенцию о запрещении и уничтожении штаммов оспы. Некоторые арабские страны, по мнению ученого, могли оставить у себя штаммы оспы. Однако, по словам Воробьева, навряд ли к таким странам относится Ирак. Судя по всему, считает ученый, у них нет объектов биологического оружия просто потому, что лаборатории для размножения штаммов оспы трудно скрыть. А пробирка с оспой ни биологическим объектом, ни биооружием, по словам ученого, не является.