— К нам обратилась компания, которая называется «Новый телевизионный проект», с просьбой разработать концепцию научно-популярного канала. На что я сразу сказал, что идея мне нравится. Даже по личным причинам я смотрел бы такой канал с удовольствием, но есть и другие причины. Для меня очевидно, что место для такого канала на рынке существует. Поэтому за разработку мы с удовольствием взялись и разработали.
— Вы представляете другую компанию и победителем может стать именно она?
— Да, победителем может стать «Новый телевизионный проект». Мы ее консультируем, у нас договор о сотрудничестве — о разработке сетки вещания, программного наполнения, проработки финансовой стороны вопроса. В дальнейшем, если они выиграют на конкурсе, они, может быть, пригласят нас или тех людей, которых мы рекомендуем, для управления этим каналом. Мы не являемся собственниками, наша компания не участвует в конкурсе. Мы занимаемся дистрибуцией, консультированием и производством программ. Мы консультируем не только этот проект, но и ряд других, не связанных с получением лицензии. И не только в России, но и в странах СНГ.
— Сколько, по вашим подсчетам, потребуется денег для того, чтобы запустить канал?
— Это не секрет. Все проекты, которые представлены, рассчитаны примерно вокруг одной и той же цифры. Я не стал бы ее называть, у меня нет таких полномочий. Однако на сегодняшний день эта цифра является доступной для большого числа организаций. Это не какие-то сверхъестественные деньги.
— Что это будет за канал?
— Наша концепция достаточно очевидна, однако по отношению к мировому рынку есть одна нестандартная вещь. Обычно каналы этой категории являются платными, спутниковыми, а это будет открытый бесплатный канал. Что касается научно-популярных каналов, то очевидно, что есть подобные модели. Discovery, например, со множеством своих каналов, таких, как History Сhannel, Animal Planet... Это программы о природе, программы о науке и технике, возможно, какие-то викторины, конкурсы. Может быть, у нас будет соответствующий кинопоказ — какая-то научная фантастика. Это будет канал, который начинается программами наподобие «Диалогов о животных», «В мире животных», «Вокруг света», заканчивая «Вавилоном-5».
Второй важный тезис – тот, что время каналов, которые претендуют на одну и ту же нишу, нишу ОРТ (а на нее сейчас, по-моему, претендует 8 каналов), прошло. Сегодня время специализации.
Потому 7ТВ, первый тематический канал, существует. Таких специализированных каналов может быть множество. Есть и музыкальные каналы, вы знаете. Информационный канал, по крайней мере, его зачатки, тоже появился – Euronews имею в виду. В чистом виде киноканалы, думаю, на сегодня не очень актуальны – кинопоказ у нас и так неплох. На самом деле следующим по очереди очевидным решением может стать создание детского телеканала. И так далее – женские, мужские…
— Но сейчас время «научпопа», и именно поэтому ваши конкуренты собираются разрабатывать именно эту тему.
— Дай бог, это достаточно очевидная позиция. Во всяком случае по опросам. Очевидно, что научно-популярные фильмы после новостей и кино стоят на третьей позиции.
— Почему, на ваш взгляд, Федеральная конкурсная комиссия выдаст лицензию именно вам?
— Я этого не говорил.
— Но вы участвуете в конкурсе и, наверное, рассчитываете победить…
— Еще раз повторю. Я не побеждаю и не проигрываю в конкурсе. Я консультирую тех людей, которые намерены победить. Я предложил концепцию, которая, на мой взгляд, достаточно привлекательна для нашего рынка.
— В чем ее преимущество?
— Она не собирается толкаться в той нише, в которой толкаются остальные 12 каналов, а собирается углубиться в свою. У канала никогда не будет такой же доли, как у федеральных каналов, не будет даже такой, как на СТС, ТНТ, Ren-TV. Его доля – 3–4, и этого вполне достаточно.
— Когда при такой концепции, по вашим подсчетам, канал сможет начать зарабатывать самостоятельно?
— Достаточно стандартная история.
Начать зарабатывать он начнет где-то через год, выходить на самоокупаемость – к концу третьего года. Для того чтобы оправдать все затраты, должно пройти около четырех-пяти лет.
Если вы делаете канал наподобие ОРТ, то нужно вложить, по моим прикидкам, около $300 млн, если типа СТС или Ren-TV, то около $150 млн. А здесь – на порядок меньше.
— ДТВ, например, тоже намерено осваивать подобную нишу – научно-популярную. Кроме того, там есть уникальная концепция – 7 каналов в одном. Есть у вас и другой конкурент – Первый канал. На что вы рассчитываете, участвуя в конкурсе при таких сильных конкурентах?
— Я еще раз повторяю. Я лично ни на что не рассчитываю. Я лично выполнил работу, работал по договору и создал концепцию. Если меня попросят о следующей работе, то я начну работать.
— Скажите, а производство программ будет собственным?
— Опять же, если спросят меня, то я скажу, что собственное производство не рекомендовал бы.
— А чье это будет производство? Discovery, например?
— Возможно. Будет и зарубежный продукт, и отечественный. Но это следующий этап. Вообще же держать свое производство даже для большого канала достаточно накладно.
— Будут ли у вас ведущие? Если да, то можете ли назвать кого-то?
— Ведущие для таких каналов вообще не нужны.
— На какую аудиторию вы рассчитываете?
— Это, конечно, будет семейная аудитория, те, кто смотрит подобные программы на других каналах, а они идут, в основном, в выходные. Но очевидно, что потребность в таком канале специализированном есть, есть желание смотреть такие программы в обычный будний день днем. Рассчитываем примерно на три процента.
— А реклама, на ваш взгляд, будет такой же, как и на других каналах, или специализированной?
— Не думаю, что нам нужно изобретать что-то особое, специальное. Это вопрос, скорее, к рекламодателям. Они увидят специальную аудиторию и будут решать, насколько им интересно размещать там специальную рекламу.
— Как вы думаете, почему производители АТВ и ВиДа пытаются стать вещателями?
— Для меня это, честно говоря, загадка. Видимо, есть творческий и деловой потенциал, хочется его реализовать.
— Как оцениваете свои шансы на победу?
— Я не думаю, что мы первые, но и далеко не последние. Если говорить объективно, то концепция наша – из той категории, которая отвечает требованиям рынка. Мне показалось, что на конкурсах очень много концепций общенациональных каналов с новостями. Все это ведет к размыванию рынка. А нужна сегментация.
— А вам не жаль шведов (ДТВ), которые вложили столько денег в канал и платят по долгам старого руководства?
— Вы об эмоциональной оценке спрашиваете или о профессиональной?
— И то и другое, наверное…
— Я считаю: все, что происходит в нашем телевизионном мире, носит более или менее объективный характер. Здесь можно высказывать эмоции по отношению к событиям, но существуют объективные обстоятельства. Нужно принимать их, говорить: да, это будет так, и двигаться дальше — если это профессия. Если вы просто бизнесмен, то можно найти и другое решение – открыть супермаркет, например.
— Александр Завенович, как лично ваша жизнь после РТР сложилась?
— Как видите, работаю. Не время сейчас об этом говорить. Скоро мы представим то, чем занимаемся.
В конце дня «Газета.Ru» представит концепцию еще одного претендента на частоту ДТВ -— ООО «Телевещательная корпорация Рамблер».