В четверг министр здравоохранения России Юрий Шевченко официально подтвердил, что в зрительном зале Театрального центра на Дубровке во время операции по освобождению заложников спецслужбы использовали одно из производных соединений фентанила. Правда, по словам министра, от действия самого препарата заложники умереть были не должны, потому что данное вещество относится к лекарственным средствам, оказывающим быстрое анестезирующее действие.
Шевченко заявил, что все смерти были вызваны «сопутствующими факторами» — обезвоживанием, истощением, нервным стрессом и недостатком кислорода в течение более чем 60 часов.
Шевченко также заявил, что специалисты, в том числе и он сам, были предупреждены об использовании во время операции по освобождению заложников спецсредств. «Для их нейтрализации были подготовлены и использованы более тысячи доз антидота», — сказал глава Минздрава.
Официальный представитель МИД России Александр Яковенко подтвердил слова министра. Он также подчеркнул, что примененное вещество не подпадает под действие международной конвенции о запрещении химического оружия. «Обладание этими средствами полностью соответствует международным обязательствам, которые приняла на себя Россия, и российскому законодательству», — отметил представитель МИДа.
О том, что против террористов применялась одно из производных фентанила (скорее всего, триметилфентанил), «Газета.Ru» сообщала еще в воскресенье. Этот препарат (как и многие другие производные фентанила) широко используется в мире для наркоза. И приводит пациента как минимум в полубессознательное и полностью обездвиженное состояние уже после первого вдоха.
По словам экспертов, с которыми говорил корреспондент «Газеты.Ru», спасти заложников от удушья, вызванного химическим обездвиживанием, можно было только немедленной гипервентиляцией легких. Антидот, конечно, нейтрализовывал препарат, но не обеспечивал подачу кислорода в легкие находящимся без сознания людям.
«Отсутствие кислорода в организме и так ослабленных людей в течение нескольких минут вполне могло привести к их смерти. И поэтому спецслужбы действовали вполне адекватно, когда выносили пострадавших на свежий воздух. Однако делать непрямой массаж сердца, как пытались некоторые бойцы, при отравлении инкапаситантами бессмысленно, потому что в этом случае сердце качает в организме ту же самую кровь без кислорода. Помочь могло только искусственное дыхание. Судя по тому, что там творилось, всем провентилировать легкие было невозможно. Поэтому больше сотни людей погибли. Скорее всего, многие из них умерли еще до того, как автобусы доехали до больницы».
Примерно через сутки к тому же выводу, что и «Газета.Ru», пришли эксперты Пентагона. В официальном сообщении они также указали на применение инкапаситантов, а не каких-то других типов веществ. На вооружении спецназа США также есть подобные химические вещества. По некоторым данным, они появились в американской армии после терактов 11 сентября 2001 года.
Почему до сих пор молчали российские чиновники, остается неясным. По некоторым данным, они ждали, когда пройдет кризис у большинства пациентов, чтобы затем признавать или не признавать применение газа.
По данным на 18.00 среды, из московских больниц выписался уже 501 бывший заложник. Как сообщают в комитете здравоохранения столицы, в стационарах остаются 152 человека, в том числе 8 человек – в тяжелом состоянии. Среди больных 4 ребенка.