— Почему дата тендера несколько раз переносилась? Говорили, он должен был состояться весной этого года.
— Провести тендер весной это было предложение крупных исследователей: Monitoring.ru, Gfk, Comcon. Почему долго? Потому что без проведения аудита – профессиональной экспертизы — не все представляли себе, какие требования должны предъявляться подобным системам измерений. Почему сроки передвигают? Потому что в прошлом году, например, когда говорили, что мы уже должны объявить тендер, члены «Медиа Комитета» увидели образец условий тендера, который объявлялся в Дании – увесистый документ на 80 страниц. Впервые столкнувшись с этим, члены «Медиа Комитета» поняли, что эта работа достаточно сложная. Были приняты приоритетные направления. Так, например, решили, что тендер нужно провести только после проведения экспертизы.
Некоммерческое партнерство «Медиа Комитет» создано в 2001 году.
Заявленные цели: удовлетворение общественных потребностей в получении реальной информации по вопросам телевещания, развитие стандартов качества на системы измерения телеаудитории и системы фиксации и мониторинга эфира, защита прав пользователей. Учредителями комитета стали телеканалы ОРТ, РТР, ТВ-6, НТВ, ТВЦ, «Культура», а также Минпечати, Национальная ассоциация телерадиовещателей и Российская ассоциация рекламных агентств.По определению TNS/Gallup Media, доля программы — выраженное в процентах количество человек, смотревших данную программу среди общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любую другую программу) в рассматриваемый промежуток времени. Рейтинг телепрограммы — среднее количество человек, смотревших данную программу на протяжении ее длительности, выраженное в процентах от общей численности населения.
Считается ведь, что идет присваивание рейтинга. А вообще-то методология эта отличается от традиционной социологии, той, где на вопросы человек отвечает самостоятельно. Человек ведь подвержен влиянию социальной психологии. Иногда он может приукрасить, иногда — чего-то не сказать. А измерение – единственная методика, которая позволяет оценить, как реально ведут себя люди. Человек ведь может говорить, что ему не нравится передача, и при этом смотреть ее. При опросе он может и не сказать, что он ее смотрел. Мы должны знать о такой категории людей. Таким образом, количественной характеристики недостаточно. Это всего лишь температура, на основе которой можно ставить диагноз.
— Вы уже знаете, какова будет стартовая цена на тендере?
— Нет, конечно. Это будет решение членов «Медиа Комитета». Сейчас идет работа и над принципами финансирования измерений. Российская ассоциация рекламных агентств обещала дать некоторые предложения. В плане финансовых вопросов они, наверное, имеют больше представлений. Здесь очень важно учитывать и перспективные региональные рынки, например. Факторов очень много.
— Известно уже, на сколько лет будет заключен контракт с победителем тендера?
— В мировой практике есть и пять, и 10 лет. Кто-то предлагает семь. Пока не будут решены самые главные вопросы – географический охват, генеральная совокупность и параметры, которые определяют объемы выборки, — не будет решен и этот вопрос.
— До тех пор пока тендер не пройдет, телеканалы будут по-прежнему отдельно заказывать медиаисследования?
— «Медиа Комитет» пока не имеет права ни на какую диктовку своих условий. Каждый канал заключает контракт с Gallup. А вот когда победитель тендера будет заключать контракт, тогда уже можно будет требовать выполнения тех условий, которые будут заложены в самом контракте.