Проект в меру жесткий, в меру правдивый и в меру удачный. Во всех отношениях «в меру», что выгодно отличает его от других произведений современного искусства.
Малороссия, даже отделившись, продолжает кормить митрополию талантами. В этом году харьковчанин Сергей Братков успешно представлял Россию на фестивале современного искусства в Сан-Пауло.
Фотосерия «Моя Москва» – это рассказ талантливого фотографа, со всей своей «объективностью» шатающегося по Москве, многолюдной и дикой, обезумевшей от жары и напоминающей одну большую коммуналку. Кажется, вся Москва от жары высыпала на улицы и превратилась в сплошной праздник пива. «Мени нудно в хати жить, то й вези мене из дому, де багацько грому, грому, где гуляють парубкы, де гопцюють вси дивкы…» – так начинал Гоголь «Сорочинскую ярмарку».
Любил и нас заставлял полюбить. Братков не заставляет, времена другие. Хочешь – люби, хочешь – плюй. Он всего лишь фиксирует, но делает это настолько мастерски, что хочется сказать: «документальный арт».
Серия горизонтальных цветных фотографий запечатлела летнее «гуляние масс». Бессмысленное такое гуляние, беспощадно отснятое. Толпы москвичей «как они есть» представляют собой благодатнейший материал для фиксации нашей убогости в сочетании с уникальной способностью ее не ощущать, исследования того странного сочетания скованности и разнузданности, которое за границей уже почти считается «русским стилем». Социальный пейзаж, от которого «офигевают» в Москве все приезжие, от провинциалов до иностранцев, выглядит на фотографиях Браткова убедительно и узнаваемо.
Девки, танцующие на пивной бочке, живые медведи на цепях под соответствующей картиной Шишкина, владелец иномарки, забывший застегнуть ширинку, бесстрашная невеста в белом платье, почему-то стоящая на перилах на Воробьевых горах, верблюды, везущие детишек, мусор, разбросанный повсюду, девушки в прилипших мокрых платьях, красные знамена и реклама «кока-колы»...
Иногда безголовость происходящего обретает формальное выражение, и головы в кадре просто отсутствуют. Вот сидят на скамейке две девушки, на них парни посматривают, все понятно, а голов нет.
Выбранный срез действительности подан очень вкусно, можно даже сказать, смачно. Сама экспозиция, включающая в себя два видео, тоже прекрасно продумана и придает проекту дополнительную глубину резкости. Из главного зала открыта дверь в «чуланчик», где на видео без устали работает веслами «красотка», мощным голосом завывая какую-то балладу и никуда не уплывая. На груди у нее, если хорошо приглядеться, можно прочесть LIFE IS PAIN. На противоположном конце экспозиции показывают воодушевленных бабушек, которые в духе советской риторики распространяются о своей любви к Отчизне и Кузьминскому парку.
Такая гармоничность проекта говорит о движении Браткова от непричесанной андеграундной концептуальности к созданию лаконичного художественного стиля, что отчасти и объясняет его превращение из представителя харьковской фотошколы в представителя России в Сан-Пауло.