Триллер «Цена страха» («The Sum of All Fears»), поставленный по роману Томаса Клэнси десятилетней давности, вырос всего из одной строчки официальных докладов: «На сегодняшний день 164 ядерные боеголовки считаются утерянными».
Одна из этих боеголовок была утеряна израильской армией в песках пустыни во время войны с Египтом. Найденная арабскими старьевщиками и купленная международным авантюристом, работающим на группу крайне правых европейских заговорщиков, бомба совершает долгий путь с Ближнего Востока на Украину. Здесь нанятые русские ученые восстанавливают проржавевшую адскую машинку, и она пускается в путешествие в Америку, чтобы поднять на воздух мирный Балтимор и спровоцировать ядерный конфликт между США и Россией.
Весь этот бардак пытается предотвратить постоянный герой романов Клэнси, историк и аналитик ЦРУ Джек Райан. Игранный прежде Алеком Болдуином и Харрисоном Фордом, на этот раз Райан был доверен Бену Аффлеку. Проницательный аналитик, Аффлек не верит, что виновником разворачивающегося конфликта является Россия, и пытается убедить в этом свое руководство в лице непосредственного начальника Моргана Фримена и самого господина президента. Балтимор будет взорван, мир подойдет к последней черте, но остановится — как пел Стинг, «русские тоже любят своих детей», и американцы любят своих детей, и никто воевать не хочет, за исключением кучки европейских фашистов.
Масштабный технотриллер, сделанный вполне в традициях «Охоты за «Красным Октябрем», «Игр патриотов» и «Прямой и явной угрозы», не принес ни неожиданностей, ни особенных разочарований. В меру комичный русский президент, в меру похожий на воинственного Буша президент американский, впечатляющее перемещение военной техники и международные заговоры. Добрая воля побеждает, а заговорщиков мочат в сортирах — как и было сказано.
Конечно, Бен Аффлек — просто веселый упитанный щенок по сравнению со старым волком Харрисоном Фордом. Однако некоторый недостаток серьезных мужчин в этой шпионско-милитаристской коллизии искупает Морган Фримен, способный одним присутствием в кадре сообщить фильму глубину и значительность.
Прямой перевод оригинального названия фильма — «Сумма всех страхов». Собственно, такой суммой является сам Том Клэнси. Американец, белый, средних лет, страдает избыточным весом, католический колледж, двое детей. Сколотивший приличное состояние на холодной войне, бушующей на страницах его романов, Клэнси пугает катастрофой своих читателей и зрителей своих экранизаций и сам боится до ужаса. В этой фобической искренности — главное достоинство его книг. Родись Клэнси на двадцать лет раньше, он бы паниковал по поводу летающих тарелок, и тогда мы бы имели кучу великолепного трэша о вторжениях и похищениях.
Соскребая «Ценой страха», на которой он выступил продюсером, последние сливки с холодной войны, Клэнси кажется усталым и растерянным. Как и все, он не знает в точности, чего теперь бояться. Его геополитика — с аристократичными европейскими нацистами, угрюмыми русскими и полудикими арабами — выглядит скудно, паранойя развивается скорее по инерции, нежели в силу сильного и ясного чувства двадцатилетней давности. А присутствие в кастинге Льва Прыгунова, Евгения Лазарева и Александра Белявского добавляет парадоксальности фильму об американо-российском конфликте.
Впрочем, «фильм по роману Томаса Клэнси» — это давно уже отдельный брэнд, как фильм с Джеки Чаном. Никто ведь не требует от Джеки экзистенциальной бездны. Так и с Клэнси — суровые мужчины спасают мир, истребители штурмуют авианосец, европейская атомная бомба разносит Балтимор — чего еще нужно?
Всего-то сто рублей — оплатить цену страха в кассе кинотеатра.
«Цена страха» идет в «Художественном», «Матрице», «5 звездах», «Формуле кино».